Главной движущей силой беспрецедентного прорыва российского телевидения на американский медийный рынок стал генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Мы уже сообщали нашим читателям о четырех новых телеканалах из России, которые теперь будут смотреть подписчики спутникового телевещания DirecTV. Эта сеть входит в News Corp., медиаимперию австралийского магната Руперта Мердока. На презентации в Нью-Йорке г-н Эрнст говорил о своих тесных контактах с «другом Рупертом», о перспективах масштабного сотрудничества «Первого канала» с г-ном Мердоком по целому ряду направлений, включающему и кинопро-изводство. «Вопрос отношений с такой корпорацией, как News Corp., это не секундное дело», Ђ“ такую фразу произнес Константин Эрнст в начале января 1999 года в беседе со мной, опубликованной тогда же в НРСлове. «Несекундное дело» спустя семь лет обернулось массированным сотрудничеством с медиаимперией Мердока. Г-н Эрнст любезно согласился ответить на вопросы «Нового русского слова».
Ђ“ Как складываются ваши личные отношения с Рупертом Мердоком и насколько они важны в общей динамике сотрудничества? И что он за личность? Ђ“ Мердок Ђ“ один из главных создателей глобальной деревни, которую еще в начале 60-х годов предсказывал Маршалл Маклюэн (канадский социолог и теоретик культуры Ђ“ Ред.). Он один из тех, кто создал современные медиа абсолютно всепланетного проникновения. Ђ“ Учитывая большую разницу в возрасте, как он к вам относится? Покровительственно? Ђ“ Нет, он человек очень прагматичный и у него, насколько я понимаю, нет ни времени, ни желания распределять ролевые функции. Все встречи он использует исключительно для получения информации и обсуждения возможных перспектив. Ђ“ Приходилось ли развеивать его предубеждения в отношении России? Ђ“ Думаю, у него нет предубеждений в отношении России. У него есть сожаление о недостаточности своего присутствия. Ђ“ Что вы ждете от сотрудничества и какова амплитуда действий «Первого канала» в США? Ђ“ В Америке Ђ“ большая русскоязычная диаспора. Никто не может достоверно сказать, насколько она велика. Потому что цифра Ђ“ 2,5 млн. жителей, которую сообщают американские официальные источники, конечно, не соответствуют действительности. Она явно занижена. Поэтому, имея рынок с таким количеством потенциальных зрителей, было бы грех на нем не работать. Прогноз: если мы будем предлагать качественный продукт, фокусируя внимание на конкретных группах аудито-рии, думаю, мы займем в нише русского телевидения в Америке безусловно лидирующую позицию. Ђ“ Экспансия предполагает вытеснение уже работающих на этом рынке телеканалов. Вы предвидите их плачевную судьбу? Ђ“ Ницше говорил, а потом за ним часто повторял академик Сахаров такую фразу: «Смысл жизни Ђ“ в экспансии». Ђ“ Емкая формулировка, остальное можно домысливать... Хочу вас спросить: а каковы позиции «Первого канала» в других странах мира с большим числом русскоязычных зрителей, в частности, в Израиле? Ђ“ Мы оцениваем наши позиции в Израиле как прочные и перспективные. И в ближайшее время намерены предложить там тот же расширенный пакет программ, что и в Америке. Ђ“ Можно несколько вопросов общего характера? Как развивается телевидение в России? Ђ“ Люди насмотрелись западного кино и потеряли к нему всякий интерес. Даже премьерный показ голливудской картины с бюджетом в 70 млн. долларов не гарантирует приличного рейтинга. За десять предыдущих лет зрители объелись иностранным продуктом. Они больше не хотят его. Американские сериалы вообще не имеют никакого успеха на русском телевидении. Ђ“ Успех «Санта-Барбары» далеко в прошлом? Ђ“ Это уже антиквариат. Наиболее популярны сейчас на российском телевидении собственные игровые сериалы. К некоторому нашему сожалению, юмористические шоу не самого достойного уровня пользуются потрясающим спросом и дают очень высокие рейтинги. Ђ“ Райкиных новых не наблюдается? Ђ“ Есть Максим Галкин, Михаил Задорнов. Михаил Михаилович Жванецкий стал слишком тонок и философичен для телевизионной аудитории. Ветров, Пономаренко Ђ“ перспективные ребята. Есть несколько имен, но все это не тот уровень, которого хотелось бы. Это не проблема артистов, это проблема авторов. Есть качественные исполнители, но нет качественных авторов. Собственно, и в советские времена выдающихся комедиографов было от силы трое Ђ“ Гайдай, Данелия и Рязанов. Ђ“ Что в тематике программ и сериалов считается наиболее важным? Есть ли у вас какая-то идея, близкая со-ветской задаче воспитания зрительских масс? Ђ“ Есть, но мы ее не артикулируем как воспитание. Если кто-то сочтет, что он должен воспитывать страну или народ, его пора помещать в клинику. Мы стараемся предлагать неглупое содержание, желательно базирующееся на гуманистических принципах. Мы демонстрируем минимальное количество насилия. Мы понимаем, что нас смотрит самая широкая и, соответственно, самая нетолерантная аудитория, поэтому мы очень осторожно относимся к сексу и насилию, которые, естественно, не могут не появляться в игровой или документальной продукции о сегодняшнем дне. Стараемся минимизировать негативное воздействие на зрителя. Четко следуем критерию, что позволительно, а что нет. Если программа менее толерантная, то она не выйдет в эфир раньше полуночи. Ђ“ Кто принимает такого рода решения? Ђ“ Я единолично принимаю такие решения в ситуации, когда нет времени для коллективных обсуждений, когда программа идет в эфир, допустим, через час. Если обсуждается проект, выходящий в эфир в следующем месяце, то команда канала, группа из 15-20 человек, смотрит, обсуждает, спорит и приходит к какому-то общему мнению. Ђ“ А существует ли постоянный экспертный совет, который определяет базовые критерии? Ђ“ Сейчас этим собирается заниматься вновь созданная Общественная палата. Но я что-то слабо верю в экспертные советы, потому что экспертов масса, у всех разные мнения, а телевидение по сути своей похоже на управление большим пассажирским самолетом. И принимать решение о скорости и угле посадки коллективно обычно получается плохо и приводит к катастрофе. Поэтому если телевидением будут рулить советы и экспертные группы, то процесс остановится. Большинство людей получают телевидение бесплатно и, тем не менее, всегда недовольны. Люди считают, что телевидение должно им массировать пятки, готовить обед, чесать за ухом и выполнять еще 250 каких-то несвойственных ему функций. Я неплохо знаю международный ландшафт. Телевидение в России очень качественное. Конечно, телевидение можно и есть за что критиковать. Люди, которые делают телевидение, чертовски несовершенны, и их продукт тоже чертовски несовершенен. Но качество основных каналов в России находится на высочайшем мировом уровне. Интересный факт: если семь лет назад в прайм-тайме российских каналов было примерно 35 процентов американского продукта, то сейчас Ђ“ всего полтора процента. Это значит, что мы полностью перешли на собственное конкурентное производство. В России среди основных каналов очень жесткая конкуренция, которая заставляет делать все более и более качественный продукт, тратить на это все больше и больше денег. Ђ“ Как строятся взаимоотношения телевидения и власти? Про «Первый канал« говорят, что он пропутинский, официозный, что вы не подаете новости объективно, препарируя их так, как это выгодно власти. Ђ“ Помимо того, что новости всегда субъективны, так как решения о преподнесении новостей принимаются новостными продюсерами и делаются новостными корреспондентами, существует еще и субъективность восприятия новостей. Люди смотрят одно и то же, находясь в своем личностном идеологическом и историческом контексте. Они воспринимают одни и те же новости по-разному. Создание и восприятие новостей Ђ“ вопрос субъективный. Мне не нужно изображать из себя ди-пломата чичеринской школы, потому что человеку, задавшему мне на пресс-конференции будто бы коварный вопрос, не нравится Путин, а 70 процентам населения России нравится политика Путина. Канал всегда ориентируется на страну, на те настроения и тенденции, которые в ней существуют. Страна хочет, чтобы у нее был молодой, умный, активный и отвечающий за свои слова президент. И Путин является таким президентом. Никакой проблемы здесь нет. То, что Путин самый активный политический ньюсмейкер Ђ“ это правда. Он гиперактивный человек. Поэтому в наших новостях действительно много сюжетов с участием Путина. Ђ“ У человека с советским опытом это, естественно, вызывает проекцию на другую ситуацию, когда был установленный ритуал: лидер посетил совхоз, военную часть, завод. По всем формальным признакам Ђ“ явное повторение прошлого. Вам так не кажется? Ђ“ Нет, мне так не кажется, потому что Путин абсолютно не похож на Брежнева, он действует совершенно по-другому и другими способами. Искать каждый раз прямые цитаты из новой и новейшей истории любой зритель имеет право. Но я считаю, что это не так. Ђ“ Вы не считаете журналистику способом критического анализа действительности? Ђ“ Мы стараемся позиционировать наши новости как сообщение фактов. Новости должны сообщать факт, а не интерпретировать его. Для интерпретации фактов существуют аналитические программы, которые у нас тоже есть, ток-шоу, специаль-ные репортажи, программы журналистских расследований. Ђ“ Существуют ли зоны, которые вы считаете неуместными для освещения на «Первом канале»? Есть ли за-крытые темы? Ђ“ Да, конечно. Всегда существуют разные темы, которые в силу определенных этических проблем мы избегаем. Например, мы уже несколько лет не исследуем конфликты в области экономики частных компаний. Невозможно защититься от подозрения в том, что ты выступаешь на стороне какой-либо из частных компаний, даже если она права. Ђ“ Почему вы не говорите подробно о действиях политической оппозиции? Ђ“ А где реальная оппозиция, способная повести за собой недовольные массы? Ее нет. Почему «СПС» и «Яблоко» не набрали на прошлых выборах минимума для прохождения? Потому что они Ђ“ герои ушедшего времени. Они не олицетворяют, как говорили в советские времена, нужды и чаяния той группы людей, которая раньше за них голосовала и на них ориенти-ровалась. А Михаил Михайлович Касьянов похож на человека, который может повести за собой народ, так же как я Ђ“ на Майю Плисецкую. Ђ“ А вот что касается кино: «Ночной дозор», «Дневной дозор» и все прочие будущие «дозоры», о которых вы договорились с компанией Fox Searchlight. Это разовый удар с целью поразить американский кинопрокат или составная часть какой-то более развернутой программы? Ђ“ У нас, естественно, существуют программы совместного производства. Американцы очень интересуются российским рынком, а мы очень интересуемся англоязычным рынком. Если «Ночной дозор» соберет в мировом прокате 32 миллиона долларов, в которых наши партнеры уже уверены, то приплюсуйте почти 18 млн. в российском прокате, и получится, что картина с бюджетом 2 млн. долларов собирает 50 млн. долларов в кинотеатрах. Это очень хороший показатель соотношения затрат и доходов, о котором мечтают многие голливудские студии. Ђ“ Как вы оцениваете ситуацию в российском прокате? Ђ“ Мы вернули соотечественникам желание смотреть русское кино. Они очень долго не верили в его существование, а молодняк сказал: «Наши могут! Там говорят на моем языке, показывают город, в котором я живу». Российская актерская школа в общем неплохая, лучшие американские актеры всегда ориентировались на Станиславского и на студию Ли Страсберга. Когда за последние два года появились большие русские картины, зрители стали сравнивать игру и говорить: «Я думал, Брэд Питт такой замечательный актер, а он просто парень симпатичный, а играет он не очень». Стали обнаруживать, что огромное количество американских звезд играть не умеют. Они симпатичные и обаятельные, но актерства у них не много. Наши актеры в целом играют получше. Нас спрашивают: Константин Хабенский говорит по-английски? Мы отвечаем: увы, не говорит. Они посмотрели на него, поняли, что это трендовый персонаж. Но плохая школа обучения английскому языку в советской образовательной системе испортила, к сожалению, много актерских карьер. Ђ“ И, возможно, сохранила отечественный кинематограф. С актерами не получилось утечки, как с учеными... Если бы у вас в руках оказалась волшебная палочка, что бы вы сделали в своей профессиональной жизни? Ђ“ Я хотел бы, чтобы то телевидение, которое я люблю делать и смотреть, пользовалось такой же популярностью, как программа «Кривое зеркало» и мелодраматические сериалы. Ђ“ В чем особенность телевидения, о котором вы мечтаете? Ђ“ Я и моя команда любим умное, качественное, тонкое, художественное телевидение. Аудитория, к сожалению, любит телевидение гораздо проще, незамысловатей. Как только телевидение пытается копнуть глубже, аудитория на это болезненно реагирует: «Вы нам нужны, чтобы расслабиться и отдохнуть, не грузите». Мы работаем в сфере обслуживания насе-ления и предлагаем ему те пирожки, которые оно любит. А мы любим баранки. Ђ“ Что смотрите для личного удовольствия? Ђ“ Хорошее документальное кино, хорошие фильмы, которые дадут нулевой рейтинг на «Первом канале». Мне интересны экспериментальные программы, в которых исследуется психология поведения людей. Я люблю телевидение, которое чуть-чуть «грузит», заставлять подумать, включает зрителя в активный процесс. Большая часть аудитории никакого процесса сотворчества не хочет. Она хочет, чтобы ей просто почесали пятки. Ђ“ Вы начинали как автор и ведущий телепрограмм. Нет ли желания размять творческие мышцы? Ђ“ В «Дозорах» я был соавтором сценария, просто не афишировал этого. Мне не нужны титулы. Я давно удовлетворил свое самолюбие. Когда я шел работать на телевидение, мне страшно хотелось, чтобы у меня брали интервью и публиковали мою фотографию на обложках журналов. Сейчас мне это вообще перестало быть интересным. Интервью я даю чрезвычайно редко, только если каналу нужно что-то проартикулировать или прорекламировать. С точки зрения творчества я не испы-тываю проблем. Раньше я работал во «Взгляде», в программе «Матадор», а сейчас работаю в большом количестве творческих команд. Есть программы, которые я делаю сам от начала до конца. В «Дозорах» я принимал участие в написании сце-нария, в подборе актеров, в монтаже и озвучивании. Только что в Лос-Анджелесе занимался цветокоррекцией картины. Но большинство людей все равно не понимают, для чего нужны продюсеры и какова их роль. «Ночной дозор» Ђ“ мой и Анатолия Максимова продюсерский проект. Ђ“ Как проводите досуг? Ђ“ Я работаю по 16-18 часов 5 дней в неделю, в субботу работаю 6 часов. В качестве релаксации заезжаю с работы в любимый книжный магазин, который открыт до часу ночи, залезаю на лестницу, нахожу на пятой полке нужную книгу, сажусь ее листать. Это меня расслабляет лучше всего. Ђ“ Я думал, что ответом будет гольф или теннис. Ђ“ Зачем говорить неправду? Ђ“ Если книги Ђ“ страсть, что входит в обойму чтения? Ђ“ Сейчас я больше читаю нон-фикшн. Художественную литературу стал читать гораздо меньше. А биографии Ђ“ это квинтэссенция жизненного опыта. Я думаю, что люди смотрят кино еще и ради того, чтобы бессознательно получать квинтэссенцию чужого жизненного опыта, стратегии поведения в разных ситуациях. Ђ“ Что ждет зрителя «Первого канала» в новогоднюю ночь и в праздничные дни? Ђ“ Мы покажем оригинальный мюзикл, большой вечер юмора с Максимом Галкиным, финал игры «Что? Где? Когда?», фи-нал конкурса «Золотой Граммофон», начнем показ сериала «Статский советник», и конечно же, ставшую ритуальной «Иронию судьбы».
Источник: http://www.nrs.com
Версия для печати
|