07:26 12.07.2009ПОЛИТИКА
Еще не так давно фактически каждый год в Европе стартовал новый радио- или телепроект для Беларуси. Сегодня налицо обратная тенденция: время в эфире сокращается, финансирование проекта урезается либо его и вовсе закрывают. Из-за кризиса, по причине нормализации отношений между Беларусью и Брюсселем или из-за неэффективности проектов? Фактически по всем причинам одновременно.
Вещание на Беларусь на языке титульной нации имеет длинную историю. В 1950 году «Радио Ватикан» начало готовить передачи по-белорусски. В 1954 году по-белорусски заговорило американское «Радио Свобода», в 1958-1965 годах белорусский язык звучал в эфире «Радио Мадрид».
Активно развивались подобные проекты и в последнее десятилетие. У каждого из них свой формат, свои спонсоры, своя аудитория. В 2000 году в эфир из Вильнюса вышла «Балтийская волна», в 2004 году в Стокгольме начала работу белорусская служба Шведского радио, в октябре 2005 года радиостанция "Немецкая волна" из Бонна стала выпускать передачу «Белорусская хроника». В 2006 году из Белостока начало вещать Радыё Рацыя, из Варшавы - «Еўрапейскае радыё для Беларусі», стали выпускаться в эфир телепередачи «Окно в Европу» на телеканале RTVi. В конце 2007 года появился спутниковый телеканал «Белсат», который транслируется из Варшавы.
Но уже с 2008 года наблюдается обратная тенденция. Из-за недостаточного финансирования "Немецкая волна" была вынуждена пойти на сокращение эфирного времени передачи для белорусов на русском и белорусском языках. Весной 2009 года передача как таковая перестала существовать, но новости о Беларуси на русском и белорусском языках выходят на частоте русской службы.
Возникли проблемы у Радыё Рацыя. В частности, ряд белорусских журналистов уволились, посчитав, что из-за политики руководства работа радио недостаточно профессиональна и слишком локальна, ориентирована в основном на белорусскую диаспору в регионе Белостока.
С 6 июля телеканал «Белсат» сократил вещание до четырех часов в сутки, чтобы сэкономить средства в период отпусков. Пока обещано, что это сокращение временное, только на июль и август, и 6 сентября «Белсат» вернется к прежнему объему вещания.
Между тем было несколько скандалов и вокруг этого телеканала. Когда в марте 2009 года была уволена директор «Белсата», пошли разговоры, что телеканал и вовсе закроют. Мол, Польша не хочет ссориться с белорусскими властями. Однако через неделю директора восстановили в должности по просьбе главы МИД Польши (это министерство - главный донор телепроекта).
А вот белорусская программа Шведского радио с 1 сентября будет закрыта. Мы даже немного запутались в версиях причин, по которым руководство общественного радио приняло такое решение.
Изначально говорилось об оптимизации работы. Мол, поскольку белорусы понимают русский язык и смогут получать информацию о Швеции от русскоязычной службы, передачу на белорусском языке можно закрыть.
После писем протеста, подписанных известными деятелями культуры Швеции, позиция руководства Шведского радио, обвиненного чуть ли не в «пособничестве белорусскому режиму», изменилась. Подчеркивалось, что политических причин нет, просто белорусскоязычная передача не выполнила поставленных задач, в частности, не собрала достаточно слушателей. Затем последовало признание, что сосчитать радиослушателей невозможно, а проблемы у Шведского радио сугубо финансовые: оно вынуждено экономить средства.
Стоит отметить, что представители шведской радиостанции с самого начала опровергали версию о том, что закрытие белорусской передачи связано с налаживанием отношений между Беларусью и Евросоюзом: якобы она больше не нужна, поскольку страна стала на путь демократических реформ…
Однако по той или иной причине, но вещание на белорусском языке Шведское радио прекращает.
Выходит, что в то время как Брюссель в рамках консультаций убеждает белорусские власти в необходимости зарегистрировать «Белсат», Радыё Рацыя, «Еўрапейскае радыё для Беларусі», белорусские медиапроекты могут быть закрыты теми, кто их и породил.
Аналитик Павлюк Быковский видит в основе наметившейся тенденции именно проблемы с финансированием каждой отдельной редакции. Во время кризиса пытаются экономить не только за счет вещания на Беларусь, отметил Быковский. Из-за нехватки финансов Би-би-си было вынуждено закрыть почти все свои журналы. Редакции стараются экономить деньги, не увольняя сотрудников, говорит аналитик.
Кроме того, меняется представление об электронных СМИ: радио сегодня слушают все меньше, все большее значение приобретает интернет, напоминает Быковский.
Эксперт в области СМИ Алесь Антипенко считает: на развитие проектов влияют их эффективность и финансовые возможности, причем эффективность тесным образом связана с финансами. Он напоминает: мировой экономический кризис заставляет правительства разных стран пересматривать программы, которые финансируются из госбюджета. Соответственно, неэффективные закрываются.
По мнению Антипенко, процесс налаживания отношений между Минском и Брюсселем - не тот повод, который можно использовать для закрытия медиапроектов для Беларуси. Если говорить о внутренней ситуации, положении с соблюдением свободы СМИ, то есть лишь небольшие улучшения, но прогресс - мизерный, считает аналитик.
Антипенко сожалеет, что Шведское радио прекращает работу белорусской службы, но отмечает, что это решение радикальным образом ситуацию в белорусском информационном пространстве не изменит.
Общие же тенденции просты, говорит аналитик. Чем больше сложностей в общественной, политической и социальной жизни в Беларуси, тем выше потребность во всесторонней информации.
По мнению Алеся Антипенко, в ближайшей перспективе есть выраженная необходимость в медиапроектах, которые будут способствовать более эффективной коммуникации с определенными слоями и субкультурами, например с молодежью.
«Белорусский новости»
Источник: http://www.belaruspartisan.org
Версия для печати
|