Дата: 12.01.2010
«Я кишиневец в пятом поколении», - так говорит о себе кинорежиссер Константин Васильевич Осояну. Это само по себе интересно, учитывая, что всего лишь несколько сотен коренных кишиневцев выжили здесь после Второй мировой войны. При этом дед Константина Васильевича был депутатом Сфатул Цэрий, отец служил в румынской кавалерии, а погиб рядовым красноармейцем в боях за Сталинград… Другой дед был потомственным кузнецом и происходил с небезызвестной старожилам улицы Кузнечной, ныне Бернардацци. Но, впрочем, обо всем по-порядку...
Обе семьи, родом из которых Константин Осояну, веками жили в Кишиневе. Семейная летопись так тесно переплетается с историей города, что понять, когда здесь появились представители той или другой «ветви», сегодня уже не представляется возможным. Тертяки, предки по маминой линии, всегда занимались кузнечным делом. Надо сказать, что именно в силу этого вида деятельности (кузнечным делом испокон веков здесь занимались цыгане) к Тертякам давно еще «примешалась» цыганская кровь.
Тертяки были людьми небедными, все семейные захоронения с красивыми древними надгробьями и сейчас можно увидеть на Армянском кладбище. А разбогатеть, кроме доходной профессии, помог еще и сам город, точнее, его развитие... А случилось это вот как.
«Семья моего деда, все его предки испокон веку жили на улице, которая носила название Кузнечной (сейчас Бернардацци), рассказывает Константин Васильевич. - Так что название это, которое старожилы помнят до сих пор, имеет под собой вполне реальную основу. Дом, доставшийся в 1830-х годах моему прадеду, находился недалеко от перекрестка Кузнечная-Армянская. Когда в 1830-1840 годы началась интенсивная застройка «верхнего города», прадеду предложили за участок и дом большую сумму денег. Он подумал-подумал и …согласился. Вырученная сумма была настолько большой, что позволила приобрести на Скулянке огромный участок земли, где впоследствии были построены три дома для трех сыновей моего прадеда, и кузнечную мастерскую. Сейчас на месте этого участка – троллейбусный парк».
К продолжению дела своих предков пращур относился более чем серьезно, профессию считал доходной и почетной, поэтому сыновья его и помыслить ни о чем другом не могли. В следующем поколении семейные профессиональные традиции несколько видоизменились: это было уже советское время, да и мастерские были разрушены в войну…
Бабушка, Дарья Диомидовна Тертяк, была женщиной образованной: она получила медицинское образование и работала фельдшером в Кишиневской больнице, причем у самого Тома Чорбэ. А дед Тертяк, кроме потомственной склонности к кузнечному ремеслу, был чрезвычайно музыкален, играл на баяне, выступал на румынском радио, а однажды, когда в Кишиневе на гастролях была труппа театра-студии МХАТ, играл в их спектакле «Ночь перед рождеством».
На тех же гастролях произошло другое замечательное для Кишинева событие: по просьбе режиссера кто-то привел в труппу тогда еще совсем юную Марию Чеботарь – нужна была девочка с хорошим голосом, которая бы спела за сценой «Вечерний звон». Мария была дочерью друзей деда, которые жили на Андреевской улице. Девочку заметили и …увезли с собой. В 1926 году она уехала в Европу, училась в консерватории и впоследствии стала знаменитой на весь мир.
Внук депутата Сфатул Цэрий
Осояну стали жить в столице много позже Тертяков. Сам род Осояну происходит из села Гарешты Фалештского района. Так сложилось, что дед Константин в юности, во время службы, стал одним из организаторов Совета Солдатских Депутатов Бессарабии, штаб которого находился в Одессе, а во время событий 1917-1918 годов оказался в Кишиневе, где стал депутатом Сфатул Цэрий первого созыва. «Мне довелось держать в руках документ, подписанный моим дедом в качестве председателя и Пантелеймоном Халипа – в качестве секретаря» - с гордостью вспоминает Константин Васильевич.
Дом Осояну в те годы был чрезвычайно известен в городе, это был огромный прекрасный особняк, выстроенный на нынешнем перекрестке Петру Мовилэ и Штефана чел Маре. Особняк пострадал в войну, и вскоре его снесли, построив на этом месте, по адресу Штефан чел Маре, 160, большое офисное здание с книжным магазином внизу.
В 1941 дед Осояну с бабушкой и младшими детьми выехали в Яссы, а потом, пока боевые действия еще продолжались, вернулись обратно в Молдову. Но в Кишиневе они больше никогда не жили, укрывшись от советской власти в селе Гура Галбенэ, променяв все, что имели, на тихую сельскую жизнь.
Сын депутата и дочь кузнеца
Родители Константина Осояну познакомились в Кишиневе, и, несмотря на очевидную по тем временам разницу в происхождении, получили родительское благословение пожениться. Произошло это в непростом 1939 году. Отец Осояну, в пору исполнения воинского долга, служил в румынских кавалерийский войсках – туда попадали только богатые люди, ведь надо было вступить в кавалерию со своей лошадью, потратив огромные суммы на обмундирование и экипировку.
Когда в 1941 году пришла советская власть, и дед с частью семьи уехал в Румынию (кстати, тем же рейсом, которым тогда увезли памятник Штефану чел Маре), его сыну оставаться здесь было чрезвычайно небезопасно. Сыну депутата Сфатул Цэрий грозили либо ссылка, либо расстрел. Тогда Осояну решили развестись, чтобы в случае чего мать осталась на девичьей фамилии Тертяк и дала бы фамилию родившемуся год назад сыну. Но планы семьи скорректировала война.
«Утром 22 июня 1941 года отец отвез нас с мамой к деду Тертяку и в числе первых ушел на фронт» – рассказывает Константин Осояну. В качестве рядового красноармейца Василий Осояну дошел до Сталинграда, где и погиб.
Послевоенная юность
- Я рос, город наполнялся новыми людьми, царившая на улицах анархия медленно уступала место порядку… - продолжает рассказ кинорежиссер. - Вообще, мы принадлежим к удивительному поколению кишиневцев: на наших глазах любимый город восставал из руин… Пошел первый автобус – радость! Открылся крупный магазин – радость! Помню, как мы ходили к Универмагу, где сейчас «Gemenii», там, на витрине, стоял красивый самовар, из которого замысловато текла струйка воды, имитированная крутящейся стеклянной деталью. Это же было настоящее чудо: люди хотели увидеть, люди толпились у витрин. Заработали школы, открылись ВУЗы, мы читали книги, смотрели хорошее черно-белое кино – и советское, и трофейное. Потом я случайно попал в театральную студию, и затем уехал учиться во ВГИК.
После этого я много раз уезжал из Кишинева, порой на много лет. Но – всегда возвращался… Этот город манил меня, звал, ждал, мне всегда здесь было уютно и хорошо. Я побывал в десятках городов, и за рубежом, и на территории бывшего Союза, и у меня есть один тест, по которому я «определяю», хорош ли каждый новый город, куда я приезжал. Я задавал себе один-единственный вопрос: «В этом городе могло бы произойти чудо?». Что касается Кишинева, то в нем могут происходить чудеса, я в этом уверен, потому что это – замечательный город… Город, в котором жили мои предки, мои родители и я, город, в котором сегодня живет мой сын. И с которым, я уверен, тесно связана не только история, но и будущее нашей семьи Осояну.
Константин Васильевич Осояну, потомственный кишиневец, родился в 1940 году. Выпускник ВГИКа 1968 года, режиссер документально кино, снявший более 70 фильмов. Работал на Восточно-Сибирской киностудии, затем на киностудии «Молдова-фильм» и во многих частных проектах. Сейчас задействован в съемках документального фильма в Москве, в 2010 году собирается снять художественный фильм о Кишиневе межвоенного периода. Член Союза кинематографистов России, Союза кинематографистов Молдовы, Союза журналистов России, международной ассоциации журналистов, в прошлом участвовал в Ассоциации независимого кино СССР (начало 90х). Лауреат кинофестиваля «Сталкер», международных кинофестивалей в Кракове и Лейпциге.
Елена КОЛОМАН
Источник: http://vedomosti.md
Версия для печати
|