alladyMD, 1 декабря 2010
Ольга Лисняк и Кристина Штирбу поинтересовались у генерального директора компании «Dixi Media» о возможностях, амбициях и перспективах…
Кристина: К сожалению, Дан, с Вами мне выдался случай побеседовать только сейчас. А поскольку Вы вообще нечасто балуете СМИ своим появлением, то перед интервью мне пришлось собирать информацию из достоверных источников. Говорят, Вы – революционер в своем деле. Когда мы постепенно отходили от радио «Маяк», Вы познакомили нас с «Хит FM». Презентовали это радио в необычной для того времени обстановке – ночном клубе «Черная Каракатица». Потом успешно открыли еще несколько радиостанций. Сейчас действует телеканал «СТС», а недавно многие были впечатлены масштабной презентацией телеканала SONY Entertainment Television. Вы сами ощущаете себя революционером?
Дан: Вообще, я революционеров не люблю и сам не хочу им быть. Революция подразумевает какую-то ломку, причем не самую корректную. Про меня можно сказать что угодно, только не то, что я разрушитель. Я все-таки строитель, и даже созидатель. Мне нравится создавать новое и оборачивать его в презентабельную упаковку. Что касается презентации «Хит FM», то да, для своего времени это было чем-то необычным, но так тогда сложились обстоятельства. Надо было о себе как-то заявлять, а мы дружили с «Черной Каракатицей» и получилась предновогодняя презентация. Вообще, любые наши мероприятия тогда и сейчас происходят локально и направлены на нужную нам аудиторию.
Кристина:Сложно было бороздить просторы медиа рынка в 1999 году?
Дан: Мы не были первыми. В 99-ом уже были «Русское радио», «Европа Плюс» и «Эльдорадио». Но мысли материальны, и поскольку мы с самого начала верили в то, что «Хит FM» останется в лидерах, то так и случилось. Все-таки, как корабль назовешь, так он и поплывет. Я помню, мы даже рекламу сумели продать за полгода до открытия! Сейчас, когда такое невозможно, я и сам удивляюсь, как мы это сделали.
Ольга: Как изменилась аудитория радио за десять лет?
Дан: Десять лет назад аудитория была ребенком, который только познает мир. Тогда само по себе коммерческое радио было чем-то новым, рынок в этом направлении только начинал свое развитие. Теперь аудитория – уже сложившийся организм, который хорошо разбирается в том, что модно и что качественно. Сегодня за то, чтобы аудитория оставалась на твоей волне, нужно бороться.
Ольга: Как в свое время в радио, так позже и в телевидение вы привнесли новшества, взять хотя бы передачу «Утро на СТС», которую смотрят многие из тех, кто рано просыпается.
Дан: Спасибо.
Ольга: Механизм развлекательных передач более или менее понятен. А вы не думали над тем, чтобы создать авторскую передачу, где обсуждались бы серьезные социальные, экономические и актуальные политические темы?
Дан: Когда я только начал заниматься радио и телевидением, я сказал себе, что никогда не буду заниматься политикой. Я избрал развлекательный сегмент и четко слежу за тем, чтобы из него не выходить. Такая позиция объясняется не принципом, а особенностью нашего общества: политика – слишком животрепещущая для нас тема. К сожалению, в ситуации, когда любая, казалось бы, безобидная фраза приводит тех или иных политических приверженцев в дикую ярость, мы еще не готовы к открытым дискуссиям. Даже, может, не столько мы, сколько сами политики.
Ольга: Да, политика действительно тема для нас пока неоднозначная. А что касается местного производства. Вы об этом думали?
Дан: В Молдове о развитии собственного телевидения много говорят или мечтатели или те, кто по роду своей деятельности обязан громко заявлять о том, что он что-то делает. Я называю это «ИБД» – имитация бурной деятельности. А есть категория практиков, к числу которых относится и ваш покорный слуга. Я сделаю небольшое отступление. Давно, около двадцати лет назад, когда я попал в кино, а оттуда на телевидение, с нами работал очень интересный английский продюсер, которому было лет восемьдесят. Так вот, он мне сказал одну интересную фразу: «Искусства без денег не бывает». Это правда. Сначала нужно заработать, а потом на заработанные деньги создавать искусство. Местное телевидение невозможно, если на рынке нет денег. Мы давно пришли к выводу, что локальный продукт более востребован, чем импортируемый. Но здесь включаются рыночные механизмы: какую программу делать, если нет денег? А телевизионная программа – очень дорогостоящий продукт. Конечно, хорошо, если бы локальное производство развивалось, но для этого телевидение должно быть выгодным. А пока оно не выгодно, какие законы бы ни принимались, все равно телевизионщики будут искать способы их обойти.
Кристина: Представьте, что с финансовой точки зрения телевидение стало выгодным, и завтра у вас есть необходимая сумма для производства местного продукта. Наша аудитория готова к нему? Ведь у многих местный продукт все еще не вызывает доверия.
Дан: Если мы хотим развивать местное производство и делать классные программы, то путь к этому известен давно: нравится это или нет, мы должны запретить любую ретрансляцию и показ «неочищенных» версий заграничных телеканалов. Рынок должен быть закрытым от «пиратских» каналов, чтобы те не уводили местные финансы. По этому пути пошла Украина, которая оставила на своем рынке только международные версии телеканалов. К тому же, кто мог подумать еще десять лет назад, что Украина будет снимать и продавать фильмы и сериалы в другие страны? Таким образом, на рынке остается часть денег, которая раньше уходила за границу. Деньги плюс человеческий ресурс позволяют производить те самые местные программы. Что касается готовности аудитории воспринимать этот продукт… Конечно, изначально уровень производства по сравнению с зарубежными аналогами будет слабый. Начнем с того, что у нас даже нет ни одного учебного заведения, где обучали бы телевизионному и кинопроизводству. Я говорю не о журналистике – с ней как раз все в порядке. Но телевидение – это еще операторы, звукоинженеры, администраторы, сценаристы. Эта база появится лишь когда для нее будут созданы рыночные условия. Тогда можно будет говорить и о качестве продукта, и о восприятии его аудиторией.
Кристина: А Вы не думаете, что пока создадутся рыночные условия для местного телепроизводства, оно перестанет быть необходимым? Уже сейчас местные программы можно посмотреть в Интернете, который, возможно, вообще скоро вытеснит телевидение.
Дан: Не вытеснит. Скорее, телевидение придет в Интернет. На самом деле, если еще пять лет назад были очерчены границы телевидения, радио, Интернета, то сейчас все настолько быстро меняется, что делать какие-либо прогнозы бессмысленно. Понятно то, что все изменится, а как изменится, вам не скажет никто. Единственное, что могу сказать: когда телевидение поймет, что Интернет стал его конкурентом, будет сделан определенный шаг, возможно, произойдет некий симбиоз.
Кристина: Вы не думали опередить время и самому диктовать условия в Интернете? К тому же, у Вас еще нет печатных изданий.
Дан: Я сторонник узкой специализации, потому что в какой-то момент можно так растянуться, что не сможешь ни до чего достать. Нам интересно все, что есть бизнес, но, тем не менее, нужно осознавать свои возможности. Нами движут не безосновательные амбиции. Я никогда не говорю «никогда», и на сегодняшний день у нас одна цель: повышение рентабельности того, что имеется сейчас. Когда рентабельность будет зашкаливать, посмотрим, что делать дальше.
Ольга: Расширяться у Вас получается здорово. Мы были на презентации SONY Entertainment Television и, как и все, остались под печатлением от организации.
Дан: Спасибо. Вы не поверите, но активная фаза организации у нас продолжалась три недели. Конечно, соблюдалась стилистика канала, а в остальном – мы своим маленьким коллективом воплотили в жизнь большую идею
Кристина: Насколько я понимаю, SONY Entertainment Television – это в основном, сериалы.
Дан: Да, и довольно успешные. Это сериалы со своей историей, с красивыми актерами, где каждая серия – маленькое кино. К тому же, мы применили то, что сейчас делает российский «Первый канал» – вертикальное программирование. Это когда серии показывают не с понедельника по пятницу, а одна серия показывается раз в неделю, таким образом «SET» делает уже год. В принципе, сейчас весь мир переходит на подобное программирование. Во-первых, если вдруг сериал «не пойдет», его не надо будет транслировать всю неделю, а во-вторых, многие сериалы снимаются под эфир, и если что-то в сюжете не так, за неделю есть возможность его откорректировать.
Кристина: Мне всегда казалось, что подобное программирование теряет зрителя. Посмотрев одну серию, я забуду посмотреть следующую через неделю.
Дан: Есть определенные риски, но для аудитории это дело привычки. Ментально мы привыкли смотреть сериал с понедельника по пятницу, но на Западе принята такая модель вертикального программирования а, как показывает практика, обычно все, что принято на Западе, через какое-то время принимается и у нас. Это вопрос времени.
Кристина: Как правило, на ретранслируемых Вами радио или телевизионных каналах появляются продукты, адаптированные под местный рынок. Чего ждать от SONY Entertainment Television? Может, выпустите первый молдавский сериал?
Дан: Совершенно без обид, я не открою деталей, просто скажу: то, о чем вы говорите, однозначно произойдет. Пока не могу сказать в каком именно виде. Это будут адаптированные форматы компании SONY Entertainment Television, но с молдавскими реалиями. Как вы успели заметить, у нас есть возможности и потенциал для создания хорошего продукта…
Источник: http://www.alllady.md
Версия для печати
|