Интернет-издание «Телекритика» и медиа консультационная компания «Media Resources Management» (MRM) запускают новую рубрику — «Спецпроект Media Resources Management».
В новой рубрике, которую будут вести специалисты компании MRM, посетители сайта «ТК» смогут ознакомиться с последними рыночными исследованиями, аналитическими статьями, интересной статистикой, обзорами рыночных тенденций и другими материалами по основным направлениям медиаиндустрии в Украине и за рубежом.
Компания «Media Resources Management» (www.mrm.com.ua) предоставляет комплексные услуги в области медиаконсалтинга. Компания консультирует, обеспечивает практическую поддержку проектов, а также предоставляет аналитическую и справочную информацию в следующих областях: телевидение, теле- и кинопроизводство, масс медиа, «новые медиа» (digital, mobile, IPTV і т.д.), дистрибуция, реклама, закупки контента, инвестирование и прочее.
Директор MRM – Ирина Костюк – около 6-ти лет занималась закупками зарубежного программного продукта для телеканала «Интер». Заместитель директора – Виктория Кот – более 4-х лет работала в компании «Международные Медиа Проекты», являвшейся информационно-аналитическим центром «интеровского» медиахолдинга. За счет всех своих ресурсов и опыта, компания «Media Resources Management» надеется внести свою лепту в развитие украинского медиа бизнеса и улучшение его качества.
Обзор рынка телевизионного кинопроизводства Украины
Кинопроизводство в Украине есть. Вопреки всем скептическим заявлениям - оно работает, развивается и показывает хорошие результаты. О полном отсутствии национального кино и застое в этой области могут говорить лишь люди непосвященные и далекие от реалий рынка. В этой статье мы попытались разобраться, что же происходит на украинском рынке кинопроизводства, кто его игроки и какие тенденции определяют направления его развития.
В последнее время в прессе появляется все больше материалов об отечественном производстве фильмов и сериалов для телевидения и кинотеатров. Есть определенные достижения и успешные проекты, все больше новых продакшн-компаний и дистрибуторов - словом, индустрия активно развивается.
Говоря о кинопроизводстве, следует различать два основных направления: кино для телевидения и кино, ориентированное на прокат в кинотеатрах. Естественно, что фильмы из кинотеатров рано или поздно попадают в телеэфир. Но тем не менее, эти два жанра отличаются как по концепции, так и по организации производственного процесса. Начнем, пожалуй, с более развитого и сформированного у нас направления – телевизионных фильмов и сериалов.
Процесс кинопроизводства для телевидения в Украине идет очень активно: снимается много проектов, среди которых немало успешных и качественных. У потребителя, то есть телекомпаний, уже есть выбор, и на рынке появляется здоровая конкуренция, побуждающая производителей повышать уровень качества своей продукции.
На первый взгляд может показаться, что в отечественном телепространстве доминируют российские фильмы и сериалы. Это отчасти верно, и дело тут не в низком качестве украинского продукта, а в его количестве и конкуренции. Российский рынок гораздо более развит, он предлагает в десятки раз больше продукции. Пока что немногочисленным украинским компаниям приходится конкурировать с огромным количеством российских производителей. Продукт, предлагаемый россиянами, не требует дополнительных затрат на адаптацию и перевод. Достичь российских объемов производства украинцам вряд ли удастся из-за недостаточности ресурсов, однако этого и не требуется. Ключевым остается вопрос качества. Можно с уверенностью сказать, что украинским производителям удается выпускать вполне конкурентоспособный продукт. Об этом говорит тот факт, что многие наши телефильмы и сериалы с успехом выходят на каналах России и других стран.
С другой стороны, эта продукция ориентирована, в первую очередь, на российский рынок. Причина проста: выйдя только на украинский экран, фильм не окупится, а ведь экономическая выгода остается главной целью для коммерческих производителей. Поэтому украинский продукт должен удовлетворять требования как отечественных, так и российских потребителей. Фильмы снимаются преимущественно на русском языке, вследствие чего непосвященные зрители (а с ними политики и чиновники) не воспринимают их, как украинские. Ничего не поделаешь: рынок кино на украинском языке – только Украина, а на русском – страны СНГ, русскоязычные каналы США, Балтии, Израиля и так далее.
К сожалению, сложно получить достоверную и полную информацию о телепроизводстве. Доступные сведения разрознены, зачастую носят ярко выраженный пиар-характер. Тем не менее, в этой статье мы попытались структурировать имеющуюся у нас информацию и воссоздать как можно более полную картину рынка.
На сегодняшний день практикуются три основных схемы финансирования производства телефильмов. Схема первая - проект снимается специально для определенного заказчика (канала, дистрибутора и т.д.), который полностью его оплачивает. Эта схема наиболее выгодна и надежна для производителя. Ранее по такой схеме работали ТО «Мамаду» и компания «ПРО-ТБ».
-Схема вторая - продакшн-компания занимается производством и последующей дистрибуцией своего продукта самостоятельно. Риск в этом случае возрастает, однако и возможностей получить прибыль больше. Зачастую эта схема оказывается самой выгодной, если производитель знает потребности рынка и сотрудничает с дистрибуторами.
Третья схема - производство на деньги спонсора. Например, по нашим данным, ситком «Моя прекрасная семья» был в значительной мере профинансирован компанией UMC (снят «Украинской Медийной Группой» для «Студии 1+1»). Также активно в украинском кинопроизводстве участвует фирма «Алеф-Виналь» (коньяки «Клинков», «Жан-Жак»).
В Украине производятся практически все популярные форматы телевизионного кинопродукта. Это и долгоиграющие «мыльные» сериалы (более 100 серий), и телесериалы (8-16 серий), и телевизионные фильмы (1-2 серии).
Производством «мыльных» сериалов занимается Творческое Объединение «Мамаду», которым руководит Валентин Опалев. Первым весьма удачным проектом в этом жанре был сериал «Исцеление любовью», снятый «Мамаду» вместе с кинокомпанией «Film UA» по заказу телеканала «Интер». Изначально планировали снять 105 серий, однако после удачного старта и высоких рейтингов сериал продлили до 190 эпизодов. Параллельно с телеканалом «Интер» сериал «Исцеление любовью» с успехом шел на зарубежных телеканалах «Россия», «РТР-Планета», «КТК» (Казахстан), LNT (Латвия) и других. Успех этого сериала принес «Мамаду» заказы от НТВ и REN TV. Вторым удачным «мыльным» проектом ТО «Мамаду» стал сериал «Волчица» (более 200 серий), созданный вместе с телеканалом «Интер». Сериал «Все включено», снятый по заказу российского «НТВ», был менее успешен: результаты его показа «Cтудией 1+1» в Украине оставляют желать лучшего. Следует заметить, что, говоря об успехе проекта, мы, прежде всего, имеем в виду рейтинги показов.
Телесериалы успешно снимает украинская компания «ПРО-ТБ», руководителем которой является Виктор Приходько. Среди рейтинговых проектов компании стоит назвать «Возвращение Мухтара-2». Очень удачным оказался проект «За все тебя благодарю», созданный совместно с компанией «Film UA» и составивший на российском Первом канале достойную конкуренцию самому громкому российскому телепроекту прошлого года — сериалу «Мастер и Маргарита». Этот украинский сериал вошел в топ-10 самых рейтинговых программ на российском телевидении по результатам 2005 года, собрав средний рейтинг 16,4 % и долю 38,7% (по данным компании «Eurodata TV», публикующей топ-десятки программ всех стран в своем ежегодном отчете «One Television Year in the World»). Сейчас «ПРО-ТБ» совместно со «Стар Медиа» работает над второй частью (24 серии). Снимает «ПРО-ТБ» и «мыльный» проект для «Студии 1+1» – «Пять минут до метро». Кроме того, компания недавно закончила производство двух 12-серийных исторических фильмов: «Я песне жизнь отдал сполна» о Леониде Утесове и «9 жизней Нестора Махно». Первый должен выйти в эфир «Первого канала», второй – «НТВ».
Недавно появившуюся на рынке компанию «Стар Медиа» возглавляет Влад Ряшин, бывший председатель правления телеканала «Интер». Сейчас компания ведет работу над тремя «мыльными» сериалами для российских Первого канала, РТР и ТВЦ. Совместно с ТО «Мамаду» «Стар Медиа» снимает две теленовеллы – «Городской романс» и «Нечто» (рабочее название); третья, «Сестры по крови», создается на производственной базе «Мамаду», однако всю работу над сценарием ведет «Стар Медиа». Говорят, это первый «мыльный» сериал, над которым работает полностью украинская сценарная группа. Восьмисерийный проект «Смерть шпионам» по сценарию Марка Греся беспрецедентно сложен в съемках: много действий происходит в катакомбах и даже под водой. Создатели этого сериала намерены удивить зрителей кастингом: по нашим данным, в нем будут задействованы такие известные актеры, как Алексей Серебряков и Валерий Золотухин. Кроме того, «Стар Медиа» снимает двухсерийный фильм «Психопатка».
В планах «Стар медиа» на 2006 год – еще один восьмисерийный сериал, 4-5 телефильмов и дорогой новогодний проект. Компания самостоятельно занимается дистрибуцией своей продукции.
Множество сериалов и других видов телепродукции производится в Украине за российские деньги. Например, один из известнейших российских продюсеров Владимир Досталь снимает сотни часов в год, но мало кому известно, что значительная часть его продукции производится в Украине, например - на базе студий Романа Балаяна и отчасти Виктора Приходько.
Исполнительный продюсер компании «Film UA» Юрий Пилюгин отмечает, что сегодня в Украине недостаточно людей, готовых рисковать, инвестируя в телепроизводство: «Посмотрите, как строят работу многие украинские продакшн-студии. Получили заказ, как правило, от россиян, утвердили смету, установили процент рентабельности, произвели, отдали продукт. Все. По сути, никаких рисков. Есть заложенная в смету рентабельность. Что происходит с продуктом дальше, уже не их проблема. Конечно, качество должно соответствовать, поскольку в противном случае следующего заказа можно не получить. Но «живыми» деньгами такой производитель не рискует».
Небольшие украинские производители обычно вкладывают в кинопроизводство свои деньги, поручая, однако, дистрибуцию партнерским компаниям. Так работают, например, «Аляска» («С Днем рождения, королева», «Барин»), «Дакси-фильм» («Танго любви»), «Кинофабрика Копейкина» («Четвертая группа»), «Паноптикум» («Мосты сердечные»), «VIP Zone» («Ситуация 202»). Например, сопродюсером фильма компании «VIP Zone» «Ситуация 202» выступила компания «Стар Медиа», а вопросами реализации проекта компании «Дакси-фильм» «Танго любви» занимается компания «Film UA». Эти компании либо просто передают готовый продукт на реализацию дистрибутору, получающему соответствующий процент, либо выступают как сопродюсеры проекта, привлекая опытного продавца еще на этапе финансирования производства.
Нишу производителей телевизионных фильмов («TV movies», как их называют профессионалы) в Украине уверенно занимают компании «Film UA» и «Production UA». Кинокомпания «Film UA» уже несколько лет успешно продает все, что производит, центральным российским каналам. Например, «Джокер» (РТР и НТВ), «Банкирши» (РТР), «Мертвый. Живой. Опасный» («Первый канал»), «Игры взрослых девочек» (РТР), «Женская работа с риском для жизни» («Первый канал») и т.д.
«На сегодняшний день сдан и готов к эфиру фильм режиссера Галины Сахно «Женские слезы». В главных ролях – популярные актеры Александр Лазарев-младший, Виктория Малекторович, Екатекрина Вуличенко. Полностью завершила монтаж своего фильма «Вернуть Веру» и режиссер Вера Яковенко. Главные роли исполняют молодые, но уже популярные актеры Елена Захарова и Илья Носков. Закончил съемочный период и приступил к монтажу фильма «Бомж» режиссер Андрей Александрович Бенкендорф, - рассказывает продюсер «Production UA. Юлия Чернявская. – Главную роль в этом проекте мы решили доверить украинскому актеру Сергею Романюку и, как нам кажется, не ошиблись. А несколько дней назад мы начали съемки фильма «Квартет на двоих». Главную роль в этой картине согласился исполнить Аристарх Ливанов. Также в картине задействованы Алла Месленникова, Дмитрий Исаев и Ольга Полякова». Дополнил г-жу Чернявскую продюсер «Film UA» Виктор Мирский: «Кроме уже названных Юлией фильмов в нашем пакете есть детектив «Без особых примет», который мы готовили совместно с «Пронто-продакшн». Нам также не чуждо сопроизводство с российскими партнерами. Уже в ближайшие дни мы запустим несколько совместных проектов с очень известным и крупным российским производителем. Эти фильмы тоже пополнят наш пакет. Ну и, безусловно, нас ожидает очень напряженная осень. По предварительным прогнозам в сентябре мы параллельно войдем в съемочный период по 4-5 проектам. И это мы говорим только о производстве телефильмов. Но наши планы этим не ограничиваются. Думаю, в ближайшее время мы объявим рынку о наших масштабных сериальных проектах».
Недавний проект компании «Production UA» «Тайна святого Патрика» (режиссер Андрей Бенкендорф) не только достаточно успешно прошел на «Интере» в прайм-тайм, но и был продан на российский Первый канал. Продюсер «Production UA» Олег Щербина рассказал нам о том, как распределяются обязанности между продюсерами двух компаний: «Все наши сегодняшние проекты ведут три продюсера, у каждого из которых свои четко обозначенные задачи. Самую тяжелую работу мы, естественно, возлагаем на женщину. Юлия Чернявская работает со сценаристами и режиссерами. Идеи, герои, кастинги, диалоги, драматургия – ее зона ответственности. На съемочной площадке – главный я. Технология, оборудование, подбор подрядчиков – моя зона. А дальше все зависит от Виктора Мирского. Убедить каналы в том, что наш продукт надо купить срочно и за большие деньги - его задача».
«Film UA» и «Production UA» не планируют ограничиваться жанром телефильма. В их планах – создание четырехсерийного телесериала «Та самая другая дочь» и восьмисерийного «Лилит». Компании имеют налаженные каналы дистрибуции по всему миру.
Заметным игроком украинского рынка является Cтудия Оксаны Байрак (после распада творческого тандема Оксаны с оператором Александром Копейкиным - Александр уже не является одним из учредителей студии). Оксана Байрак – украинская королева мелодрам. Проекты «Снежная любовь, или сон в зимнюю ночь», «В 2-х км до Нового года», «Женская интуиция», «Тебе, настоящему» сделали ее известной не только в Украине, но и в России. Сегодня вместе со своими сопродюсерами – «IntWestDistribution» - Оксана реализует сразу несколько масштабных проектов. Не успели зрители увидеть 47-серийный проект «Дьявол из Орли», а продюсеры уже привезли в Киев Эрика Робертса. Известный голливудский актер согласился принять участие в полнометражном фильме Байрак «Аврора». По мнению экспертов, именно этот фильм может стать локомотивом, который потянет за собой в Европу и Азию весь украинский кино- и телепродукт. Кроме того, Байрак готовит фильм, действие которого происходит в мексиканском городе Акапулько, где и проводились съемки.
А что же телеканалы? Еще не так давно «Украинская Медийная Группа» в сотрудничестве со «Студией 1+1», а также «Film UA» и «Мелорама» в сотрудничестве с «Интером» были двигателями отрасли, обеспечивая львиную долю телепроизводства в стране. Увы, смена собственников и менеджмента на «Интере» и крайне нестабильная ситуация с собственностью на «1+1» явно не способствует сохранению их лидирующих позиций.
Известно, что собственное телепроизводство планировал развивать новый менеджмент «Интера», для чего даже была создана компания и сформирован штат, в частности, был приглашен продюсер Дмитрий Колесников. Недавно в интервью Телекритике глава правления «Интера» Сергей Старицкий рассказал о планах канала заняться совместным производством сериалов и других программ не только с российскими компаниями, но и представителями других стран. В частности, планируется создать американско-украинский сериал, сценарий которого уже пишется голливудскими специалистами. Снимать сериал будут в Украине, и участие в его съемках примут украинские актеры.
Александр Ткаченко (ЗАТ «Одесская киностудия») не раз заявлял о своих намерениях заняться кинопроизводством. В прессе уже появлялась информация о презентации совместного проекта телеканала СТБ, Первого канала (УТ-1) и ЗАТ «Одесская киностудия» - цикла документальных кинолент под общим названием «История и культура Украины». По словам Ткаченко, цикл будет состоять из порядка 20 фильмов, работа над которыми займет от года до полутора лет. Финансировать проект будут банк «Престиж» и «Ощадбанк».
«Украинская Медийная Группа» всегда ассоциировалась не столько с «1+1», сколько непосредственно и Александром Роднянским. Судя по всему, в будущем она останется производственной базой «СТС», практически полностью формируя сериальную линейку этого канала. Однако вопрос с украинским эфиром для их продукта, видимо, станет для компании достаточно остро, хотя неизвестно, насколько критичной является для нее эта проблема сегодня.
Каналы ICTV, Новий канал и СТБ, - по имеющейся у нас информации, решают вопросы производства поодиночке, исходя из собственных финансовых возможностей. Для СТБ этот вопрос пока что не стоит; канал сосредоточился на документалистике и недорогом программном продукте, что полностью соответствует его интересам и задачам. Попытки, предпринимавшиеся на «Новом», - например, «Небо в горошек», - можно назвать точечными ударами. Весьма удачным называют специалисты проект канала ICTV «Леся+Рома», однако его нельзя назвать фильмом или сериалом; кроме того, это международный формат («Love Bugs»), а значит, что его продажа за пределами Украины вряд ли возможна.
Впрочем, возрастающие объемы украинского рекламного рынка свидетельствуют о том, что выход ICTV, Нового канала и СТБ (прежде всего ICTV и Нового канала) на рынок телевизионного кинопроизводства не за горами. Представители каналов уже ведут активные переговоры о получении прав на создание локальной версии нескольких популярных во всем мире молодежных сериалов.
По мнению Олега Щербины («Production UA»), сегодня украинский продукт по качеству не уступает наиболее близким и подходящим для сравнения - российскому, польскому, румынскому, прибалтийскому. Директор медиаконсультационной компании «Media Resources Management» Ирина Костюк также отмечает, что украинский продукт по качеству, зачастую, соответствует мировым стандартам.
«Сейчас по заказу нескольких украинских продакшн-студий мы активно работаем с зарубежным рынком. Основная задача – поиск идей, форматов, историй, сценариев, проектов для сопроизводства — говорит Ирина Костюк. — Отсматривая продукт восточноевропейских стран, и даже западноевропейские проекты, мы убеждаемся, что уже сегодня качество украинского продукта зачастую соответствует общепринятым стандартам. Скажем больше, мы уже сейчас ведем переговоры о возможном приобретении местных форматов (в основном сериальных сценариев) для реализации на других рынках. Таким образом, мы уже не только покупаем чужие идеи, но и, в принципе, готовы продавать свои».
Безусловный показатель качества — продажа продукта. Дарья Пирогова – представитель лондонской компании «WTW Films Limited». Одна из ключевых задач этой компании — продвижение украинского продукта за пределы рынка СНГ.
«Не могу сказать, что этот процесс идет легко, но результаты, безусловно, обнадеживают, — говорит г-жа Пирогова. — Украинский продукт пока не появляется на центральных каналах мира, но положительные тенденции уже есть. Украинское телевизионное кино уже видят в США, Канаде, Израиле, Китае и других странах. Буквально несколько недель тому назад мы заключили сделку в Великобритании. Особенно хочу отметить тенденцию: если раньше в преддверии больших телевизионных рынков (MIP TV, MIPCOM, DISCOP) мы всеми возможными способами пытались затащить потенциальных покупателей на наш стенд, то теперь иногда ищут нас. А это уже показатель».
Итак, как вы могли убедиться, производить качественный телевизионный продукт в Украине уже готовы, и на отечественном рынке его намного больше, чем может показаться на первый взгляд.
Практически все украинские продакшн-студии время от времени заявляют о своих планах расширить поле деятельности и взяться, кроме телевизионного продукта, за прокатные фильмы для кинотеатров. Такова мировая практика, и закономерно, что эта тенденция приходит в Украину.
Глядя на перечень украинских кинокартин, выходивших в кинопрокат за последние годы, с уверенностью можно сказать, что телевизионный продакшн у нас пока что значительно более развит, чем кинопроизводство для широких экранов. До прошлого года единственным украинским, или хотя бы частично украинским, кинофильмом, вышедшим на широкий экран, была «Молитва за гетьмана Мазепу». В 2006 году на киноэкраны вышло уже четыре фильма: «Оранжевое небо», «Прорвемся!», «Штольня» и «Хеппи Пипл». Еще два – «ОранжЛав» и «Аврора» - выйдут осенью.
Фильм «Оранжевое небо» (режиссер-постановщик – Александр Кириенко, оператор-постановщик – Улугбек Хамраев) вышел на экраны страны в начале марта 2006 года. Его бюджет составил около 2,5 миллионов гривен. Неизвестно, кто именно финансировал картину, однако присутствие в фильме известных политиков из Социалистической партии и «Нашей Украины» говорит о многом. Производством фильма занималась компания «Синема», сценарий написал продюсер картины Юрий Бутусов. «Оранжевое небо» было растиражировано на 32 фильмокопиях. Доход от проката картины и продажи прав премьерного показа на телеканале «Интер», по словам создателей фильма, составил 200 тысяч долларов США. Каковы были показатели посещаемости картины и сколько именно составила касса, они не сообщают.
Второй фильм – «Прорвемся!» - позиционировался авторским коллективом как «первый украинский блокбастер», полностью абстрагированный от темы «оранжевой революции». Его действие происходит осенью 2004 года. На экраны фильм вышел 9 марта 2006 года. Режиссером (под псевдонимом) и продюсером фильма стал Иван Кравчишин, производством занималась компания «ПРЕ продакшн». Финансирование, а это около 2 миллионов долларов, взял на себя «5 канал». На экраны Украины вышло 30 фильмокопий. Информация о финансовых успехах проката фильма осталась «закрытой», поскольку, по словам Кравчишина, съемки нынешнего варианта картины были лишь первым этапом проекта. Теперь же дописывается сценарий, и готовятся масштабные «досъемки», после чего усовершенствованный фильм покажут на Западе и в России. Обновленная версия фильма должна быть готова к концу лета.
В скором времени на экраны Украины выйдет фильм «ОранжЛав». Релиз фильма планировался в июне, но был перенесен на сентябрь. Инвестором выступил концерн «Киев-Донбасс»; данные о бюджете колеблются от 1 до 6 миллионов долларов. Производством картины занимались компании «CineCity Production» и «Radio Active» (США-Украина), режиссер-постановщик – Алан Бадоев. Продюсеры фильма – выходцы из Голливуда Алина Панова и Владимир Хорунжий – хотели представить его на Каннском кинофестивале, но вынуждены были отказаться от этого намерения: не успели завершить сведение звука и компьютерную графику картины.
Особняком от других картин стоит фильм «Штольня», позиционированный авторами как приключенческий триллер. По словам создателей фильма, основными инвесторами картины стали его режиссер Любомир Кобыльчук, а также оператор/продюсер Алексей Хорошко. Позже к реализации проекта подключилась дистрибуторская компания «Артхаус Трафик». Бюджет фильма составил около 4 миллионов гривен. В прокат «Штольня» вышла на 29 фильмокопиях, за два месяца проката фильм посмотрели около 34 тысяч зрителей. Кассовые сборы составили всего 92 тысячи долларов, но создатели фильма надеются дотянуть до 100 тысяч. Около 44% сборов полностью украиноязычного фильма обеспечили кинотеатры Киева, 26% - кинотеатры востока Украины, а вот Западная Украина – всего 14%: к сожалению, в этом регионе кинотеатров немного.
Осенью в украинский прокат выйдет фильм Оксаны Байрак «Аврора». На съемки было выделено около 1 миллиона долларов. После завершения проката фильма, являющегося совместным проектом компании «IntWestDistribution» и студии Оксаны Байрак, он появится и на телеэкранах. Главные роли в «Авроре» исполнили Настя Зюркалова, Дмитрий Харатьян и Эрик Робертс.
15 июня на экраны украинских кинотеатров вышел фильм «Хеппи пипл». Это история о двух материально обеспеченных друзьях, столкнувшихся с проблемой «кризиса развлечений». Фильм снял Александр Шапиро. Главные роли в фильме исполнили Константин Забайкальский и Виталий Линецкий. В фильме также снялись Федор Бондарчук, Алексей Горбунов, Катя Виноградова, Александр Баширов, Максим Коновалов и другие. «Хеппи пипл» был представлен в феврале 2006 года во внеконкурсной программе Берлинского кинофестиваля. Это третья полнометражная лента Александра Шапиро, после фильмов «Цикута» и «Путеводитель». Информацией о финансовых результатах проекта мы, увы, не располагаем.
А где же, собственно, снимаются фильмы и сериалы? На каких киностудиях и площадках рождается национальное кино? На наш взгляд, эта весьма интересная и объемная тема заслуживает отдельной статьи. В ближайших выпусках Спецпроектов Media Resources Management читайте обзор украинских киностудий и планов развития этой индустрии.
Источник: http://tv.net.ua
Версия для печати
|