Еще один конфликт между журналистами и государством на территории СНГ – Молдавия. Рубрика "Власть и пресса" в программе "Время и мир", эфир 28 декабря
Ирина Лагунина: 24 декабря Совет Безопасности ООН по инициативе Франции и Греции принял резолюцию под номером 1738 – о защите прав и жизни журналистов, работающих в зонах вооруженных конфликтов. На сегодняшний день в мире за этот год были убиты 110 работников средств информации. Резолюция ООН – это большое завоевание 2006 года. Особенно на фоне самого страшного преступления 2006-го – убийства журналистки Анны Политковской. Во всех странах, образовавшихся из распада СССР – за исключением Прибалтийских государств – в этом году наблюдался откат в свободе прессы и информации. Даже в ранее относительно благополучной и спокойной Молдавии. В последние недели появились многочисленные сообщения о новом конфликте власти с телекомпанией Euro TV и радиостанцией Antena C. Я передаю микрофон Олегу Панфилову.
Олег Панфилов: Новое столкновение началось в апреле этого года, когда вице-спикер парламента страны Юрий Рошка заявил о том, что радиостанция и телекомпания будут преобразованы: из муниципальных общественных они станут частными. Об истории развития расскажет наш кишиневский корреспондент Василие Боднару.
Василие Боднару: В отличие от предыдущих лет, в нынешнем году не было дерзких нападений на журналистов. Однако это вовсе не означает, что так называемые «наезды» канули в лету. Прессинг обрел скорее всего более благообразные формы, используются законные средства и рычаги, если найден удобный предлог, естественно. Как это было в случе с телевизионным каналом ПРО ТВ: коммерческого директора этой компании полиция обвинила в мздоимстве при размещении рекламы. А в ходе следствия с особым рвением стала допрашивать всех коммерческих партнеров компании на вполне законных основаниях. Совершенно очевидно, что у многих из бизнесменов вполне могло пропасть желание размещать рекламу на этом канале, как говорится, от греха подальше, независимо от результатов следствия. Точно так же благопристойно выглядела история с перераспределением лицензий на право вещания ОРТ на территории Молдовы. Бывшему его обладателю, сыну бывшего президента Лучинского, пришлось ретироваться перед командой, за которой якобы бы стоят люди из окружения нынешнего президента.
Однако знаковым событием этого года, вероятно, можно назвать историю с реорганизацией столичного радио Antena C и муниципальной телерадиокомпанией Euro TV. При принятии нового закона о публичных радиовещательных компаниях парламент запретил столице содержать на бюджетные средства собственные радио и телевещательные компании и обрек таким образом муниципальные радио и телевидение на неминуемую приватизацию. Сопротивление журналистов пришлось сламывать вполне благовидными средствами. Совершенно неожиданно сломалось оборудование на государственном предприятии, чьими услугами пользовалась радиостанция для вещания передач. А когда журналистский коллектив дошел до точки кипения из-за смены директора и готов был устроить обструкцию назначенцу, в редакцию нагрянула полиция, чтобы найти взрывное устройство, о котором некие злоумышленники сообщили по телефону. Тревога оказалась ложной, но и страсти слегка улеглись.
Этот сценарий оказался все же не слишком убедительным, по крайней мере, для ОБСЕ. Представитель ОБСЕ по проблемам свободы печати призвал кишиневские власти обеспечить транспарентность и честность при проведении приватизации радиостанции и телеканала. Гарантом выполнения этих пожеланий должен выступить новый координационный совет по телевидению и радиовещанию, который был обновлен в этом же году и соответствует соотношению сил в парламенте.
Олег Панфилов: Напомню, что материал Василие Бонднару был посвящен только части проблем молдавских СМИ. Прокомментировать ситуацию я пригласил Корину Чепой, директора Независимого Центра журналистики, она с нами на связи по телефону из Кишинева. Корина, что бы вы могли сказать большее о том, с какими трудностями, с какими проблемами в последнее время сталкиваются молдавские средства массовой информации?
Корина Чепой: Именно последнее, что случилось с Antena C и Euro TV - это именно то, что нас заставило встревожиться, потому что такие методы агрессивными считаются в Молдавии. То есть закрыть радиостанцию, эфир именно из-за каких-то технических проблем, которые появились именно, когда была программа с критикой нынешних властей, у нас считается экстремально в какой-то мере.
Олег Панфилов: Президент Воронин в последнее время, особенно в связи с противостоянием с Россией в отношении Приднестровья, все время апеллирует к Европейскому союзу и Совету Европы. И иногда он показывает себя таким образом, что он похож на бывшего президента Польши Александра Квасьневского и это значит, что в Молдавии должна быть ситуация, при которой свобода слова почти такая же, как в Восточной Европе. Тем не менее, ситуация все-таки другая.
15 лет новой независимой молдавской журналистике. Скажите, с чем вы сталкивались все это время?
Корина Чепой: Во-первых, в том, что касается масс-медиа, Воронин действует как коммунист, не как лидер европейского государства. Потому что если посмотреть по данным мониторинга, который делает Европа, именно что касается Молдовы, и как мы продвигаемся к европейским стандартам, масса-медия и свобода слова являются минусом Молдовы. То есть в масс-медиа и в свободе слова мы далеко от каких-то польских или восточноевропейских стандартов. Если посмотреть на все 15 лет, я видела прогресс долгое время, очень медленный прогресс, а сейчас мы видим стояние на месте. И в некоторых сферах даже хуже. То есть то, что мы видим с Antena C и Euro TV , муниципальные организации, которые у нас были разные голоса на телевидении и радио, сейчас еще хуже. То есть, если в общем сказать, то у нас ситуация не меняется и в каких-то аспектах даже хуже.
Если говорить о Воронине, то на прошлой неделе на итоговой пресс-конференции этого года его спросили: что вы думаете о том, что говорят, что телевидение государственное, которое принадлежит муниципалитету, станет под влиянием христиан-демократов, а радио, которое влиятельное, станет под влиянием коммунистов? Он ответил – а что в этом плохого?
Олег Панфилов: Вопрос касается Приднестровья. Вы имеете какие-то отношения с журналистами Приднестровья, с организациями Приднестровья?
Корина Чепой: В этом году у нас больше таких контактов. Мы подводили итоги года, и я сама удивилась. У нас был большой проект с журналистами приднестровскими, они к нам приезжали, мы не можем там работать, они к ним приезжали и работали вместе с журналистами из Молдовы. И у нас из 50 участников программы вообще 20 было приднестровских. И они более активные, даже те же журналисты из Гагаузии, у которых возможностей больше.
Олег Панфилов: Я надеюсь, что ваши взаимоотношения с приднестровскими журналистами будут улучшаться и может быть даже помогут в политическом урегулировании. Потому что если сравнивать ситуацию с Карабахом или Абхазией, то там, к сожалению, журналисты самоизолировались и не идут ни на какие контакты. Тем не менее, последний вопрос касается будущего молдавской прессы. При всех этих конфликтах, которые сейчас существуют и развиваются, по всей видимости, нужно ожидать каких-то изменений или в лучшую или в худшую сторону. Влияет ли каким-то образом российская политика на положение молдавских средств массовой информации?
Корина Чепой: Российская политика в общем, я думаю, что не влияет. Но существование в нашей стране медийных организаций российских и газет, тиражи российских газет являются самыми большими в Молдове – это, конечно, большое влияние. То есть мы находимся под влиянием информационным Москвы. Я не думаю, что политическое влияние напрямую на масс-медиа происходит, но именно через свои организации, телевидение и прессу особенно влияние есть и не самое лучшее, к сожалению. Потому что нельзя говорить о разнообразии масс-медиа в России. Идет все более видимая национализация в какой-то мере масс-медиа в России, и мы слышим тот же голос, они идут через разные каналы, но та же политика, если можно так сказать.
Олег Панфилов: По всей видимости, вы имели в виду пропаганду?
Корина Чепой: Да, если сказать прямо – пропаганду. Люди все-таки многие среднего возраста привыкли читать по-русски, смотреть телевизионные каналы из России и влияние есть, к сожалению. Особенно, если говорить о телевидении, где единственная альтернатива - это российские каналы. К сожалению, оттуда идет та же самая пропаганда на людей, которые и так зациклены на коммунистической и пророссийской пропаганде.
Источник: http://www.svobodanews.ru
Версия для печати
|