100 дней со скандалом
Интервью председателя Координационного совета по телевидению и радиовещанию Корнелия МИХАЛАКЕ
Прошло 100 дней с начала работы нового состава Координационного совета по телевидению и радиовещанию. За это время в подведомственных ему электронных СМИ произошла большая рекогнисцировка: были отчуждены от широкой муниципальной груди и обрели новых хозяев радио "Antena C" и телеканал "Euro-TV Chisinau", потеряла лицензию на вещание бельцкая радиостанция "Blue star", запрещен телеканал "Боец" и так далее. Практически все изменения на этом игровом поле сопровождались громкими заявлениями и обвинениями в адрес КСТР. С этого мы и начали разговор с председателем КСТР Корнелием МИХАЛАКЕ.
-Судя по всему, ваш дебют на поприще председателя, как и дебют ваших коллег по КСТР, оказался не очень удачным. Друзей у вас появилось мало, а вот врагов вы нажить успели.
-Я бы так не сказал. Это не враги, а критики. Почувствуйте разницу. К критикам я отношусь с уважением. Если нас критикуют, значит, мы что-то делаем, видны результаты нашей работы. Другое дело, как их интерпретируют, какие волны расходятся от брошенного в воду камня.
Вы же прекрасно понимаете, что наш аудиовизуал - это клубок разнообразных конфликтов и интересов - политических, экономических, каких угодно. Координационный совет по аудиовизуалу - это гарант соблюдения законодательства, которое интерпретаций не допускает. Именно поэтому мы и оказались под прицелом. Кстати, с самого начала нас неоднократно пытались купить, запугать, предлагали "крышу". Но такие вещи у нас не проходят и не пройдут. Мы действуем строго в соответствии с законодательством. Это не всем нравится.
-Но ведь вас очень часто обвиняют в непрозрачности, а ведь дыма без огня не бывает?
-Естественно, не бывает. Но нередко дым напускают сами критики, практически голословно обвиняя нас в нетранспарентности. Там не менее, наша деятельность абсолютно прозрачна, начиная с отбора кандидатов в члены КСТР. Мы провели конкурс в два этапа, представили 18 кандидатур в парламент, 9 кандидатур депутаты отобрали и утвердили. Любой желающий может ознакомиться с любыми нашими документами на нашем интернет-сайте. Консультируемся с представителями гражданского общества. Совместно с неправительственной организацией APEL работаем над проектом по мониторингу исполнения Кодекса по телевидению и радиовещанию.
То есть, я хочу сказать, что наши двери всегда открыты. Но почему-то авторы многочисленных обвинительных заявлений в наш адрес в них никогда не постучат.
-Вы подразумеваете, что к вам просто предвзято относятся?
-Я бы не формулировал ответ таким образом. Но сегодня со всех трибун говорится о том, что все госстуктуры должны сотрудничать с гражданским обществом. Я руками и ногами "за". Мнение гражданского общества очень важно для нас, там есть действительно классные эксперты. К слову, мы привлекли четверых к совместной разработке стратегии по покрытию территории Республики Молдова радио и телепрограммами. Но мы не можем силой затаскивать к нам представителей гражданского общества. А из всех неправительственных организаций к нам обратился только APEL. И мы с удовольствием с ним сотрудничаем. А остальные: Вообще-то странно, что они к нам не обращаются.
-Но ведь громкие заявления в ваш адрес выпускают не только неправительственные организации, но и международные структуры, ОБСЕ, например: В последнем заявлении высказывается озабоченность по поводу ситуации с бельцкой радиостанцией "Blue star"...
- В недавнем заявлении ОБСЕ критикуется метод внедрения законодательства в области телевидения и радио в Молдове. А это не относится к нашей компетенции, так интерпретируется вопрос в местных СМИ. Насчет толкования мы с вами уже говорили. Но я могу только приветствовать интерес ОБСЕ и других национальных и международных организаций к нашим масс-медиа. Кстати, последнее заявление было сделано после нашей беседы с пресс-сектретарем миссии Клаусом Нойкирхом. Он был осведомлен о причине перераспределения лицензий на вещание и в частности о том, почему забрали частоту у "Blue star".
-Как сообщили ее сотрудники на пресс-конференции, которая проходила неделю назад в Кишиневе, "Blue star" лишилась лицензии на вещание по политическим мотивам.
-Не путайте понятия. У этой радиостанции закончился срок действия лицензии, а новую лицензию она не получила.
-Почему?
-Потому что исчерпан кредит доверия. Эта радиостанция пользовалась частотой 10 лет, но за это время ничем себя не проявила.
-То есть?
-То есть, в концепции, которую представляли каждый раз для получения лицензии, было написано одно, на практике было совсем другое. В принципе, так делают очень многие, считая, что самое главное - получить частоту, а там уж можно делать, что угодно. И почему-то все считают, что частоты эти даются на века. Мы хотим поломать эту порочную практику. Логика КСТР проста: вам дали попробовать, вы себя не проявили, не обижайтесь. Частоту, которой прежде пользовалась "Blue star", выиграла по конкурсу другая бельцкая радиостанция. Там молодые, амбициозные ребята, хорошие профессионалы. Они пригласили в свою команду коллег из других бельцких радиостанций, в том числе, и из "Blue star". Где тут политическая подоплека?
Кстати, на этом же заседании КСТР целая радиовещательная сеть "Мелодия" проиграла не одну, а четыре частоты: в Кишиневе, Бельцах, Кагуле и Каушанах. Почему никто не высказал озабоченности по этому поводу?
-Интересно.
-Да потому что сами представители этой радиостанции не ищут в происходящем политическую подоплеку. А "Blue star", мне кажется, пытается создать опасный прецедент. Получается, что любые радиостанции или телеканалы, вступающие в противоречие с законодательством, могут сослаться на некие "политические мотивы". А КСТР все время должен находиться под этим дамокловым мечом. Но без хирургического вмешательства мы обречем наш аудиовизуал на медленное умирание.
-И чтобы этого избежать, вы создали прецедент с "Antena C" и "Euro TV Chisinau"...
-Это тоже ложное мнение, основанное на ложном посыле, будто КСТР выполняет функции какого-то министерства. Эти электронные СМИ отчуждены по закону, приватизированы по закону. На "Antena C" происходит внутренний конфликт, в который нас пытаются втянуть. Администрация пытается создать иллюзию, что КСТР - ее адвокат, журналисты хотят видеть в нас нечто вроде профсоюза, защищающего их интересы. Но мы не то и не это. Кодекс по аудиовизуалу очень четко регламентирует наши функции. И в соответствии с законом мы и действуем. "Antena C" нарушила сетку вещания. Администрация радиостанции за это оштрафована. А внутренние проблемы пусть решает суд, например.
-Сейчас грядет новый скандал, связанный с тем, что телеканалы просят вмешательства КСТР в их отношения с кабельными операторами...
-Да, телеканалы ТМ-7 и СТС требуют нас ввести санкции в отношении кабельных операторов за то, что те отказываются платить каналам за трансляцию их передач. Для нас ситуация пока до конца не ясна, мы изучим законодательство, проконсультируемся с мнением представителей сторон, чтобы найти благоприятное решение как для потребителей, так и для вещателей. Этот вопрос будет рассмотрен в ходе одного из заседаний КСТР.
Юлия СЕМЕНОВА (ЮДОВИЧ).
Источник: http://www.nm.md
Версия для печати
|