FroSat >> Новости >> Список новостей

[22.08.2011] Валентин Опалев: «Расходы на производство растут значительно быстрее, чем закупочные цены»

Август 22, 2011

Возглавляемый продюсером Валентином Опалевым теле-, кинобизнес разбросан в трех странах - Украине, России и Казахстане. Каждый из этих рынков имеет свою специфику, вкусы аудитории. Казахское телевидение заказывает сериалы, а украинское, например, довольствуется российскими. Генпродюсер компаний «Мостелефильм», «Киевтелефильм» и «Астанателефильм» рассказал «МедиаБизнесу» о ценах и стоимости производства сериальной продукции на рынке СНГ, перспективах отечественного кинопроизводства и о том, почему популярному телекомику Опалеву не хочется сниматься в собственных фильмах.

- Не утомляет ли Вас то, что бизнес, в котором вы участвуете разнесен на две страны? Не тяжело ли «жить на два города» - Киев и Москву?
- Если быть точным, то на три страны — Россия, Украина, Казахстан. У нас помимо «Мостелефильма» и «Киевтелефильма» есть еще одна компания в Алма-Ате — «Астанателефильм». Она производит пока только один сериал, но он уже достаточно популярен в Казахстане. Мостелефильм курирует этот проект, ставит технологию производства. На данный момент отснят первый пакет из 70 серий, идет съемка второго. Я надеюсь, что в итоге получится не менее 250 серий. Но загадывать не будем.

- Где проводите больше времени?
- Как минимум два раза в месяц летаю в Казахстан, два или три раза - в Киев. Большую часть рабочих дней провожу в Москве. Это естественно, так как мы работаем в основном на российских заказчиков.

- Сотрудничаете ли вы сейчас Star Media? В каких проектах?
- У StarMedia свои проекты, которые производятся под шапкой StarMedia, у нас - свои телефильмы и телесериалы, которые мы производим под шапкой «Мостелефильм», «Киевтелефильм». В докризисные времена на каком-то этапе мы выполняли заказы компании StarMedia, у нас был серьезный пакет совместных «мувиков».

- Нет ли желания разнообразить тематику производства? Недавно Вы снимали документалку о Табакове. Нет ли желания поработать с документалистикой?
- Сегодня мы занимаемся в основном телевизионными фильмами и сериалами, не занимаемся, допустим, телешоу. Я не говорю, что мы никогда не будем работать с другими жанрами, но пока для нас это не актуально. Мы выбрали свое направление, и будем развиваться в нем дальше. А документальные фильмы... Здесь также все зависит от заказчика. Был заказ на такой продукт — мы его сделали, причем довольно неплохо, все остались довольны, в том числе — «Первый канал». Будут системные заказы в будущем — будем снимать, почему нет?

- Изменились ли цены на сериальную и прочую продукции «Мостелефильма» и «Киевтелефильма» в этом году по сравнению с прошлым?
- К нашему большому сожалению, расходы на производство растут значительно быстрее, чем закупочные цены. Причем понятно, что стоимость производства формируется из гонорарной части актеров, зарплат съемочной группы, стоимости объектов, техники и т. д. Техника, объекты как раз не очень растут в цене, а вот гонорарная часть и зарплата — увеличиваются постоянно и существенно. Это понятно и закономерно, потому что рынок требует больший объем продукции, и спрос на хороших специалистов и актеров растет.

- Насколько цены выросли за год?
- Расходная часть на производство - минимум в полтора раза. А закупочные цены каналов на некоторые проекты остались те же. Здесь есть некоторая инерционность процессов, ведь проекты, о которых мы сегодня договариваемся с каналами, буду сниматься почти через год. А цены закладываются уже сейчас. Например, на сериал «Лесник» мы «подписывались» больше года назад, проект длительный, только в первом цикле - 48 серий. Он уже снимается больше года. Мы начинали работать в одних условиях, а заканчиваем – в совершенно других, когда конечная цена производства гораздо выше, а цена закупки для телеканала осталась на том же уровне.

- Во сколько сейчас, ориентировочно, обходится один эпизод многосерийки?
- Около 50 тысяч долларов. Это при том, что мы являемся одним из самых недорогих производителей.

- Как вырастут цены на телевизионные фильмы в следующем году?
- Заниматься прогнозированием - занятие неблагодарное. Особенно учитывая события, которые происходят в мире (вспомним так называемый «черный понедельник»). При благоприятном развитии ситуации, закупочные цены могут вырасти. Все зависит от экономической ситуации.

- Вы говорили о работе на рынке Казахстана. Дороже или дешевле производство сериалов в Центральной Азии? Перспективный ли это рынок?
- Рынок перспективный, но пока там цена и производства и заказа невысока, ниже, чем в Украине. Но он активно развивается, так как казахские телеканалы заинтересованы в национальном продукте. Этого, к сожалению, нет в Украине, которая активно пользуется качественным и недорогим продуктом российского производства. Конечно, это экономически обосновано: себестоимость производства одного эпизода праймового сериала – от $150 до $250 тысяч, а Украина покупает его где-то от $25 до $35 тысяч. Снять за такие деньги качественный продукт нереально. А казахи не заточены под российский телепродукт. У них гораздо более популярны корейские и турецкие сериалы.

- В каких странах вы производите съемки, монтаж и другие операции по кино- телепроизводству? Растет ли объем этих операций в Украине?
- Съемки проходят в России, Украине и Казахстане. Но в Казахстане мы все снимаем, производим и реализуем внутри страны. В сериале «Все включено» действие происходило на территории трех государств. Соответственно, локации — Москва, Крым и средиземноморское побережье Турции. В турции же снимали телемувик «Черное платье». Героиня фильма уезжала в Турцию на отдых и там с ней происходили всякие криминально-мелодраматические события.

В процентном соотношении — где больше производим— сказать сложно, лично я не измерял. Опять же, смотря по какому показателю мерить. Если по объему эфирного времени, то в Украине больше, так как там снимается и производится «Ефросинья», а это — ежедневно одна серия. По объему занятости — может быть и в Москве больше, потому что в некоторых праймовых продуктах одна серия — это неделя работы высококвалифицированных специалистов.

- На каких рынках лучше всего продается ваша продукция?
- В России и Казахстане мы работаем по заказу телеканалов. В Украине сами ничего не продаем.

- Как вы относитесь к жалобам части российского кино и телесообщества на то, что Киев и Крым являются важными съемочными площадками для сериалов и фильмов, ориентированным на внутренний рынок РФ?
- А что в этом плохого? Эти площадки имеют серьезный исторический шлейф. Достаточно вспомнить фильмы, выпущенные известными украинскими студиями, такими, как Довженко, Одесская, Ялтинская. Я лично пока как-то не слышал особых жалоб от российского телесообщества.

- На ваш взгляд, есть ли перспективы у украинского отечественного успешного кинопроката и производства не ориентированного на телевидение, а именно на кинопрокат?
- Как я только что сказал, Украина - государство, известное своими кинотрадициями и киностудиями, которые оставили заметный след в истории советского кинопроизводства. И, на мой взгляд, хотя бы уже поэтому, у украинского кино должны быть большие перспективы.

- Не хочется ли Вам, как популярному актеру-комику самому сыграть в собственном кино?
- То, что я — выдающийся актер — комик, на мой взгляд, большое заблуждение. В лучшем случае я был актером самодеятельным. А на заре своей телевизионной творческой деятельности попал в профессию благодаря случаю, а не потому, что хотел быть « в телевизоре». Мы с партнерами [Виктор Андриенко, Виктор Приходько и Валентин Опалев — прим. МедиаБизнеса] начинали делать небезызвестный проект в Украине «Шоу Долгоносиков» и банально не могли найти актеров. Причем не потому, что их не было, а потому, что у нас не было денег, чтобы их нанять. Единственный актер, который согласился работать почти бесплатно — Виктор Андриенко. Тогда мы решили попробовать меня, так как еще в институте я участвовал в самодеятельном театре. Так и вышло, что я стал работать сам у себя актером, причем комедийным. При этом я был еще и продюсером проекта, а Виктор Приходько — режиссером. Первый образ — доктора Ватсона - получился ярким, и мы решили его оставить, потом появились инспектор Петренко, кумовья и другие.

И, если возвращаться напрямую к вопросу хочу ли я сниматься, в том числе — в собственных проектах, сегодня я отвечу, что вряд ли. Я отшучиваюсь по этому поводу, что, когда компания начала зарабатывать нормальные деньги, и я получил возможность нанимать профессиональных актеров, тут же перестал сниматься сам. Меня вполне устраивает то, что я делаю. Наша компания — одна из крупнейших и в Украине, и в России на рынке производства телефильмов и телесериалов.

Источник: http://www.mediabusiness.com.ua

Версия для печати