[21.02.2006] Интервью Антона Златопольского, генерального директора канала "Россия" |
Генеральный директор канала "Россия" Антон Златопольский в силу занимаемой должности имеет непосредственное отношение к появлению на телеэкранах как минимум трех топовых проектов - фильмов "Идиот", "Мастер и Маргарита" и "В круге первом". Именно эти телепродукты помимо всего прочего позволили "второй кнопке" сравняться с доселе безусловным фаворитом отечественного эфира - Первым каналом - и даже на доли процента опередить его. - Поздравления с исторической победой принимаются, Антон? - Спасибо, конечно, на добром слове, но рассуждать о победе телеканала "Россия" над Первым, впрочем, как и о чьем-то поражении, абсолютно неверно. Наше итоговое преимущество выразилось в символических долях процента, что даже при многомиллионной аудитории остается математической категорией, статистической погрешностью. Правильнее говорить не о локальном успехе, а о тенденции. Взгляните на динамику последних лет: еще недавно "Россия" занимала в рейтинге второе-третье места и не мечтала о претензиях на лидерство. Временами отставание от фаворита было двукратным. Сегодня мы идем ноздря в ноздрю, имеем абсолютно равные позиции на рынке, выполняя при этом значительное количество социальных обязательств. В нашей сетке находится время для включений (на три с половиной часа ежедневно!) региональных студий, передачи "Спокойной ночи, малыши!", освещения деятельности органов госвласти... Так что дело не в сотых или тысячных, а в принципе: "Россия" - единственный федеральный телеканал, который на протяжении нескольких лет стабильно увеличивает свою аудиторию. - Но если все же ранжировать заслуги перед родиной-"Россией", чья доля в победном рейтинге оказалась наиболее существенной? Кому памятник заказывать - Регине Дубовицкой и Евгению Петросяну либо Владимиру Бортко и Глебу Панфилову? - Не стал бы кого-то выделять... - А вы попробуйте. - Понимаю, к чему клоните. Да, без "Мастера и Маргариты" не было бы тех самых сотых, но глобально позиции основных телеканалов все равно остались бы теми же, ничего не изменилось бы. Главное в таких проектах, как "Мастер и Маргарита" и "В круге первом", - не рейтинги, а их культурная и общественная значимость. - Тем не менее вклад в копилку канала от "Круга" наверняка оказался бы весомее, если бы не столкновение "Теленка" (само собою, "Золотого") с Солженицыным. Ладно новогодняя ночь, ее "по-братски" между каналами не разделишь... Но что помешало грамотно развести в эфире сериалы? - Готов отвечать только за корпорацию ВГТРК: для нас контрпрограммирование не является самоцелью, хотя, разумеется, мы ведем борьбу за зрителя. Действительно, наша телеаудитория совпадает. И коллеги, и мы прекрасно знаем свои эфирные возможности, пристрастия, интересы людей, включающих телеприемник. Неудивительно, что проекты пересекаются, предлагаемый продукт оказывается схожим. Конкуренция - естественное состояние любого рынка, идет речь о торговле пирожками или же о телевизионной продукции. Обычно всегда в плюсе оказывается потребитель, хотя изредка случаются издержки вроде той, о которой говорите вы. Популярная тема "межканальной" войны, с моей точки зрения, сильно преувеличена. Со всеми участниками рынка мы находимся как минимум в нормальных рабочих отношениях, очень многие позиции координируем с генеральным директором Первого канала Константином Эрнстом. Как при личных встречах, так и по телефону. Ситуацию, сложившуюся с показом фильмов "В круге первом" и "Золотой теленок", относим к недоразумению. Со своей стороны телеканал "Россия" сделал все, чтобы минимизировать потери для зрителя. Так, на время демонстрации фильма сняли рекламу - никаких перебивок внутри, сорокаминутная серия шла целиком, не прерываясь ни разу. Со второй недели сместили начало показа на десять минут вперед и окончательно развели в эфире "Круг" и "Теленка". - Ваши титанические усилия благодарный зритель оценил? - На мой взгляд, на нас обижаться не за что. Есть объективные цифры, которые показывают: доли и рейтинги картины "В круге первом" выше, чем у "Золотого теленка". Это при условии, что фильм требовал большой душевной отдачи, интеллектуальной работы от каждого, кто его смотрел, поскольку тематика и литературный материал сами по себе куда сложнее. Впрочем, сказанное в полной мере относится и к другим последним масштабным художественным проектам "России" - "Идиоту", "Мастеру и Маргарите". Нас не может не радовать выбор зрителей. - Рейтинг - это, конечно, круто, но, как говорит Михал Михалыч Жванецкий, если телевизор включен, еще не значит, что его смотрят. - Комментировать яркие афоризмы классика разговорного жанра - дело неблагодарное, но все же замечу: телевизор включают, чтобы смотреть. Это подтверждают данные социологов, да и приборы, замеряющие рейтинги, так устроены, что их не обманешь. Впрочем, еще раз подчеркну: доли и проценты для нас не самоцель. Для имиджа канала важно, чтобы серьезные телеэкранизации четко ассоциировались с "Россией". Поэтому "Мастер" и "Круг" позиционировались нами как главные события телесезона, на эти фильмы делалась ставка. Успехи 2005 года руководители ВГТРК Олег Добродеев и Антон Златопольский связывают в том числе и с сериалом "Мастер и маргарита". - Год лишь начался, а главные козыри уже выложены? - Обе работы были показаны в так называемый сезонный пик телесмотрения, когда количество зрителей максимально. И это делалось нами сознательно. - Почему при таком раскладе не шли утренние повторы "Мастера" и "Круга"? Вместо Солженицына вы зачем-то крутили "Идиота". - Хотели, чтобы зритель относился к просмотру новых фильмов как к явлению, событию, а не к чему-то обыденному, привычному. Дескать, пропустил серию вечером - не беда: утром наверстаю. Что касается "Идиота", это сходная по уровню и силе восприятия работа, соответственно - адекватная замена для тех, кто желал смотреть серьезное кино по утрам. - Параллелей не боитесь? Сравнивать ведь начали не только фильмы, но и первоисточники. - Когда выбирают между великим и выдающимся, не страшно. Более того, здорово, что телевидение повышает интерес к качественной литературе. Известно, как подскочили тиражи книги Достоевского после выхода на экраны нашей картины. Похожая история наблюдалась и с Булгаковым. Несложно спрогнозировать новый всплеск интереса к творчеству Солженицына. - Правда, что Александр Исаевич отказывался от гонорара? - Он счел чрезмерной сумму, предложенную нами. - Убедили мэтра? - Мы договорились. Для нас было чрезвычайно важным участие в проекте Александра Исаевича. Его проза относится к золотому фонду отечественной словесности, роль популяризатора которой весьма почетна для "России". Достоевский, Булгаков, Солженицын выстраиваются в определенный ряд. Главное, мы не намерены останавливаться на достигнутом. Сегодня на стадии запуска находится сразу несколько экранизаций. Конкретных названий пока, извините, приводить не буду, но речь идет о великих произведениях российских писателей. - К чему такая таинственность, Антон? Откройте карты, застолбите делянку! На чужую территорию никто ломиться не станет. - Предпочел бы все же обсуждать уже реализованные проекты. - Ладно, тогда предложите версию, почему "Идиота" публика приняла на ура, а "Мастера" встретила в штыки? - Это ваша версия... Правильнее говорить о другом: экранизация "Мастера" практически никого не оставила равнодушным. Что касается романа Достоевского, до телепоказа его прочли полностью лишь несколько процентов зрителей. Многие искренне считали, книга заканчивается сценой сожжения денег в камине, не подозревая, что это только завязка сюжета... - Привет от Ивана Пырьева. - Абсолютно верно, люди запомнили его экранизацию... Так вот. В отличие от "Идиота" роман Булгакова читал каждый третий. Собственно, это и есть ответ на вопрос о разной реакции на две картины, снятые одним режиссером. Если Мышкин в лучшем случае ассоциировался с Юрием Яковлевым, сыгравшим его много лет назад, то Мастера, Бегемота, Бездомного каждый видел по-своему. Отсюда полный восторг или столь же резкое неприятие при первом показе фильма. Люди поначалу не картину смотрели, а сравнивали: похоже ли увиденное на экране на то, что рисовало воображение? По сути мы совершили акцию по внедрению в сознание зрителей новых образов героев романа. Сложен первый шаг. По последним опросам, наибольшие симпатии вызвали Маргарита и Воланд, они лидируют с явным отрывом от остальных. - Неужели и кастинг прошел ровно и гладко, никаких трений не возникло? - Не скрою, мы с режиссером имели разные точки зрения на ряд кандидатур. - Например? - Много споров возникло вокруг фигуры Воланда. Никто не сомневался в актерском гении Басилашвили. Речь шла о возрасте героя и о том, хватит ли Олегу Валериановичу сил передать энергетику, заложенную в персонаже. Все вопросы отпали после просмотра первого же отснятого материала. - Ну а музыку к фильму вы как оцениваете? - Сегодня есть вполне проверенная форма общенационального признания - рингтоны. Музыка из "Мастера" уже переведена в мелодии для мобильных телефонов и пользуется огромной популярностью. - А хор из двух голосов, сведенный на компьютере, это от бедности? - В состав ВГТРК входят детский хор и оркестр народных инструментов под управлением Некрасова, но Корнелюк привык работать на компьютере в студии. Что тут плохого? - В коте Бегемоте, большим пальцем прижимающем рюмку, тоже ничего особенного не видите? - С этими вопросами лучше бы обратиться к режиссеру фильма Бортко. Владимир Владимирович настаивал на аниматронике. Американцы, наверное, сделали бы все искуснее, но они просили за работу три миллиона долларов. А мы не благотворительностью занимаемся: бесконечно раздувать бюджет картины нельзя. В фильме и без того колоссальный объем компьютерной графики. 164 минуты экранного времени. - Так, может, пришло время "России" по примеру коллег замахнуться на "полный метр"? - Полтора года назад приступили к собственному производству картин, предназначенных в том числе и для показа в кинотеатрах. Причина в одном: в недостатке новых отечественных фильмов на телевидении. Целью нашего кинопроизводства остается телезритель, его внимание. Сборы же от проката - лишь способ покрыть разницу между затратами на производство кинофильма и средствами, которые телеканал может заплатить за лицензию на демонстрацию его по телевидению. - Полтора года - срок достаточный. Не томите, Антон, приподнимите крышку над кастрюлей, покажите, что там у вас варится. - Большая часть запущенных работ - режиссерские дебюты в полнометражном кино. Весной состоится премьера фильма Андрея Кавуна "Охота на пиранью" по культовым произведениям Александра Бушкова. В главных ролях - Владимир Машков и Евгений Миронов. Еще одна премьера и также режиссерский дебют - "Поцелуй бабочки" Антона Сиверса, где играет Сергей Безруков. Привлекаем к сотрудничеству и мэтров. Павел Лунгин заканчивает работу над удивительной картиной "Остров", в которой снимается Петр Мамонов. Павел Чухрай сделает для нас "Игроков" по Гоголю. Ну и, конечно, впереди новый проект Владимира Бортко. - Опять классика? - Да. Но здесь, пожалуй, давайте все же поставим точку. Согласитесь, не стоит сразу выставлять все блюда на стол, пусть гости, они же зрители, слегка проголодаются... Источник: http://www.itogi.ru Версия для печати |