[24.02.2006] Телевидение от Платона до наших дней |
В четвертом веке до нашей эры Платон - ученик Сократа, основатель Академии, создал удивительный образ, много веков мучавший исследователей своей загадочностью. В своем многотомном труде "Республика" философ поведал удивительно богатую и политическую аллегорию. В пещере, в которую не проникает свет, живут прикованные цепями люди. Они так живут с самого раннего детства. За спиной у них, на специальном возвышении, горит огонь. Людей и огонь разделяет каменная стена, на которой, как в кукольном театре, некие злые шарлатаны передвигают сделанные из дерева и камней фигурки людей, зверей, вещей. Кукловоды произносят некие тексты, которые эхом разносятся по пещере, доходя до прикованных людей в искаженном виде. Люди прикованы так, что могут видеть перед собой только стену пещеры, на которой мечутся огромные тени от фигурок. Они уже давно забыли, а родившиеся в пещере и никогда не знали, как выглядит настоящий мир. Люди уверены, что это эхо, эти тени на стене - это настоящий мир людей и вещей. Они живут в этом мире. Однажды одному из людей удается освободиться от цепей и пробраться к выходу из пещеры. Яркий солнечный свет на какое-то время ослепляет его, причиняя невыносимые страдания. Однако, со временем, беглец привыкает к свету и с восхищением вглядывается в окружающее - небо, солнце, звезды+ Он понимает, что все это и есть реальный мир и спешит помочь своим товарищам в пещере. Он возвращается, чтобы рассказать им о мире. Платон предлагает два варианта развития дальнейших событий. В первом случае, вернувшись к товарищам, беглец понимает, что в почти полной темноте уже ничего не видит, едва различая мечущиеся по стене тени. Пленники решают, что этот безумец, покинув пещеру, ослеп и потерял рассудок. И когда он зовет их освободиться от цепей и подняться наверх, они убивают его, как опасного помешанного. Во втором варианте беглецу удается вновь освоиться в темноте. Он рассказывает товарищам о реальном мире и те слушают его с удивлением - так другой мир не похож на то, что они всю жизнь видели своими глазами и слышали своими ушами. Но беглецу удается их убедить, и они бредут, натыкаясь в темноте на острые камни. Взглянув на солнце, они клянут его, стремясь обратно, в привычный мир, к понятным теням. Они кажутся людям из пещеры куда более реальными, нежели мир наверху, который невозможно разглядеть при режущем глаза свете. Платон размышлял о странном свойстве человеческой натуры. Его мучил вопрос - почему человек предпочитает яркому свету истины фантасмагорический театр теней. Ни одна из его аллегорий не сбылась с такой ужасающей точностью. С появлением ТВ, "злым шарлатанам и кукловодам" представилась потрясающая возможность создать для людей такой театр качественно сделанных теней. По сравнению с телевизионным театром теней, уже реальный мир кажется серой тенью, гораздо менее истинной, чем образы на экране. Человек, с детства прикованный к экрану телевизора или компьютера, уже не хочет возвращаться в реальный мир. Он полностью верит шарлатанам, которые манипулируют фигурками и кнопками, и готов убить любого, зовущего его на свет. Телевидение - это особая технология и, если хотите, особый социальный институт, считающий себя особым сословием. Воздействие на сознание зрителя определяется не возможностями техники, а целями, поставленными перед этим институтом. Платон не уточняет из какого материала были цепи на людях. Гипнотизирующее, наркотическое воздействие пляшущих на стене теней - тоже цепи, причем покрепче железных. Зависимость от телеэкрана стала всеобщей. Особенно страдает от наркотической зависимости телевидения молодежь, дети. Одна моя знакомая, молодая мать, со смехом рассказывала, что ее маленький сын, возраста чуть более года, еще не умея говорить, начинает плакать, капризничать, когда родители выключают телевизор. В советское время врачи-педиатры категорически запрещали просмотр телевизора детям до трех-четырех лет. В пять лет рекомендовалось позволять ребенку просмотр специальной детской (!) передачи, продолжительностью не более 20-25 минут. Школьникам до 14 лет рекомендовалось "общение" с телеэкраном не более одного часа в сутки в дневное время. Лишь когда мозг подростка начинал стабилизироваться, его психика начинала "входить" во взрослый мир - после шестнадцати лет - врачи позволяли "расширить" временной диапазон "поглощения" ТВ до полутора-двух часов в сутки. Во многих странах мира не только врачи и педагоги, но уже и некоторые политики, настоятельно рекомендуют родителям за дверьми своих домов "забывать о демократии", действуя "авторитарно", если им дорого физическое и психическое здоровье своих детей. Но свойство телевидения таково, что оно оказывает гипнотическое действие и на взрослых, казалось бы умудренных, людей. Тем более что наличие зависимости от телевидения тщательно скрывается теми, кто использует это достижение техники для массового зомбирования народов своих стран. Если следовать духу и букве демократии, даже ее западной разновидности, никто - "ни царь, ни бог и ни герой" - не имеет права держать людей, прикованными цепями в пещере. Создавая ТВ "высокого класса", манипуляторы человеческим сознанием приучают человека - хочется смотреть еще и еще. В середине 90-х, когда на территории бывшей ВДНХ была открыта свободная экономическая зона, туда хлынул поток товаров, залежавшихся где-то в "Европе" и нашедших спрос у нашего населения. В одном из павильонов "зоны" я из любопытства приобрел, как у нас говорят, "палку колбасы" бельгийского производства. Примечательность этой колбасы состояла в том, что в ее состав входил 0 (ноль) процентов мяса. Тем не менее, она имела очень красивый "мясной" вид с вкраплениями "сала", приятный запах и вкус копченого мяса. Конечно, жуя эту "колбасу", я понимал, что это химия, вкусовые добавки, но остановиться и выплюнуть эту отраву было нелегко. По "рецептам" изготовления подобной "колбасы" делается и наше нынешнее телевидение. "Скучное" советское ТВ тем и хорошо было, что употреблялось" человеком не больше, чем ему надо было для получения информации, знаний или развлечений. Интеллектуальное насилие над разумом человека, совершаемое нечистоплотными политиками посредством телевидения, в полной мере проявляет себя на телеканалах Молдовы, контролируемых нынешними властными структурами. Прежде всего, с телевидения были удалены все действительно талантливые и независимые специалисты, способные влиять на эфирную политику телеканала. Для проведения в жизнь идей "антропо-коммунизма" была собрана по-своему уникальная команда. Кого-то отозвали с дипломатической работы, иных, ранее проповедовавших оголтелый антикоммунизм, просто подкупили хорошо оплачиваемыми и престижными должностями. Молдавское отделение телекомпании СНГ "МИР" остроумцы уже давно расшифровывают как аббревиатуру Министерства информационного развития. На джипе с номерами этого министерства разъезжают по Молдове и Приднестровью независимые от норм морали журналисты представляясь сотрудниками телекомпании СНГ. Несмотря на то что еще в 2003 году руководство российской телекомпании "МИР" заявило, что к скандально известной программе "Резонанс" не имеет никакого отношения, Старыш и его бригада продолжают прикрываться этим именем. Многие люди, видя надпись "МИР" на микрофонах, не сознают, что общаются со штатными провокаторами, стоящими на службе безнравственного агитпропа, призванного обелять и покрывать ошибки и преступления псевдокоммунистических властей Молдовы. Политика двойных стандартов, присущая "евродемократии", с радостью принята на вооружение подконтрольными власти телеканалами. Поливая грязью и плохо скроенной ложью своих идеологических противников, эти каналы в штыки принимают даже намек на критику или попытку критического осмысления нынешнего положения в стране. Представить себе аналитика или политика, которому было бы позволено в эфире этих телеканалов рассказать об ином, отличном от "генеральной линии", видении проблем в политике государства, просто невозможно. Более того, альтернативная информация, попадающая в Молдову по иным телеканалам, вызывает страшное раздражение властей. И вот уже Координационный совет по телевидению и радиовещанию (КСТР) за-прашивает у парламента "возможность расширения полномочий совета в области регламентирования трансляции зарубежных каналов". Эти действия КСТР косвенно подтверждают все нарастающие слухи о том, что в стране готовится большое политическое шоу. Ограничение доступа к альтернативной информации - одно из условий успешности любого политического действа сомнительного характера. При условии, что большинство избирателей, приведших липовых коммунистов к власти, проживают в сельской местности, примем во внимание, что в молдавской провинции из зарубежных каналов принимаются, в основном, только одна французская, две российские и две румынские программы. Надеюсь, читатель сам сделает вывод о том, какие зарубежные каналы КСТР намерен "регламентировать". Хочется напомнить нашим доморощенным евродемократам, что ограничение доступа к информации очень болезненно воспринимается в той самой Европе, в которую они так навязчиво устремились. Интересна аргументация КСТР своего "запроса" - "передачи зарубежного производства лишены оригинальности, являются дешевыми шоу, фильмы содержат слишком много агрессии и насилия" ("Новое время", 5). Вот только будет ли КСТР "регламентировать" телеканал "NIT", не так давно показавший фильм классика провокации и скандала Тинто Брасса "Все леди делают это"? Причем этот телеканал, входящий в крупный (по молдавским масштабам) медиахолдинг, полностью контролируемый кланом Воронина, не считает необходимым объявлять о возрастном ограничении зрительской аудитории при подобных, практически ежедневных, показах. Как, например, это делают телеканалы Румынии, Франции, которые принимаются на территории нашей страны. В свете этого и многих других подобных показов (кроме откровенного секса - и насилие, и агрессия) телеканалом "NIT", весьма забавно выглядит требование вечного и.о. мэра столицы снять рекламные щиты с изображением слегка одетых красоток. Забота о нашей нравственности просто не имеет границ! Ученые-социологи (между прочим, западные) пришли к поразительному выводу: ТВ обладает свойством устранять из событий правду. Объектив телекамеры, вроде бы передающий событие с максимальной правдоподобностью, превращает его в "псевдособытие", в режиссированный спектакль. Зритель подсознательно отмечает - вот же он, отважный журналист, проник на территорию криминального Тирасполя, где ему из-за каждого угла могут всадить пулю в спину вездесущие приднестровские гэбисты. Но бесстрашно он ведет свой репортаж возле памятника Суворову, как ему не верить! На деле же никто "независимому журналисту" не угрожал, да и не собирается угрожать. И дело не только в его мелкотравчатости. В Тирасполе давно поняли, что самым главным и страшным врагом нынешних властей Молдовы является созданная ими же огромная индустрия лжи. Здравомыслящие люди по обоим берегам Днестра прекрасно знают истинную цену "независимости" подобных тележурналистов, понимая, что придет срок, и именно они будут главными могильщиками своих нынешних хозяев. Американский исследователь К.Блюм, анализируя компанию Р.Рейгана 1984 года, писал: "Тот, кто в конце ХХ века сохранил убеждение, что политика строится на идеях, наверное никогда не смотрит телевизор". Он отмечал, что для политиков важен сам факт появления на телеэкране, внедрение их образа в сознание людей. Чаще всего их выступления перед телекамерами не несут никакого содержания, а не то что идей. Политики тщательно избегают ситуаций, в которых они вынуждены говорить о своих ценностях - принципах, идеалах, критериях выбора решений. "Они заменяют ценности котировкой", т.е. продают свой образ. Не правда ли, очень похоже на общественно-политические шоу на подвластных нынешним властям Молдовы телеканалах? "Неподкупное" телевидение "очеловечивает" социальные и политические противоречия, представляя их не как столкновение социальных интересов и противоположных программ, а как столкновение лидеров. Главным шоу в этом процессе являются "предвыборные дебаты". Следящий за ними превращается в зрителя, "болельщика", утрачивает свободу воли и ответственность гражданина, делающего выбор. Постановщики этих спектаклей чаще всего не имеют никаких политических предпочтений и являются специалистами по маркетингу (продажам товара). По всем законам этой профессии, они продают не товар, а упаковку. Такой яркой упаковкой является "коммунистическая" идеология Воронина и взявших его в оборот "антропологов". Самое интересное, что, признавая метафору Платона о театре теней верным отражением роли телевидения в жизни "современного цивилизованного общества", идеологи "евроатлантической демократии" считают сложившуюся в пещере ситуацию необходимым следствием+ демократии! "Общечеловеческие ценности", дескать, позволяют политическим шарлатанам передвигать свои искаженные фигурки и вещать загробным голосом. Ну а пленники, согласно тем же "ценностям", имеют право сидеть прикованными, уставившись в экран, т.е. стену пещеры. Тот же, кто зовет их взглянуть на реальный мир, - настоящий антидемократ. Губительная роль телевидения вообще, а лживого - тем более, для сознания подрастающего поколения должна осознаваться родителями, которые желают своим детям добра. Выключите этот коварный ящик, почитайте детям книжку, добрые сказки - их так много у народов, населяющих нашу маленькую, исторически беззлобную страну. Специалисты психологических войн уже разделили ее на две части территориально. Сейчас их главной задачей является размежевание наших сердец, наших душ. Отчаянно боящиеся сплоченности народа в борьбе за свои социальные и гражданские права, "неокоммунисты", вооружившись теоретическими выкладками "антропологов", применяют страшную гипнотическую силу телевидения для осуществления древнего принципа диктаторов - разделяй и властвуй. Но многовековая мудрость, присущая нашему народу, дает все основания для надежды на то, что и эту авантюру ожидает сокрушительный крах. Осталось ждать совсем недолго... Александр Белосонов Источник: газета "Коммерсант Plus", 24 февраля Источник: http://www.km.press.md Версия для печати |